InvestFuture

Структура управления

Просмотры: 1114
Оцените материал:
(оценок: 29, среднее: 4.66 из 5)

Структура управления

это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления. В теории управления различают несколько видов структур управления. К основным относятся организационная, функциональная, ролевая, социальная, штатная структуры.

Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие

Структура управления

взаимоотношения подразделений в организации, распределение полномочий и ответственности между ними. Традиционная линейно-функциональная структура управления, в основу формирования которой положены выделение стандартного набора функций управления и четкое распределение полномочий и ответственности между подразделениями аппарата управления, недостаточно приспособлена для новых хозяйственных условий. При переходе к рыночной экономике организационная структура управления должна обладать высокой адаптационной способностью, быть восприимчивой к новым методам управления и системам мотивации. Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют дивизиональная, функционально-объектная, проектная, продуктовая, матричная, координационная и смешанная системы управления. Дивизиональная структура управления предполагает образование отделений, специализирующихся на производстве однородной группы изделий (продуктовая ориентация), на освоении нового вида производства, коренном изменении технологии или других нововведениях (инновационная ориентация), на ведении производственно-хозяйственных операций в заданном регионе (территориальная ориентация). Важной особенностью дивизиональных структур управления является наличие внутри каждого отделения собственного функционального аппарата управления, тесно взаимодействующего с центральным аппаратом. При функционально-объектной структуре управления в подразделениях наиболее квалифицированные специалисты в дополнение к их постоянным функциональным обязанностям осуществляют руководство выполнением конкретных работ в своем подразделении. По отношению к другим заказам они являются исполнителями и выполняют указания руководителей этих работ. Проектная структура управления предполагает, что все виды деятельности распределяются между двумя группами: группой развития, ответственной за стратегическое планирование, за обеспечение всеми видами ресурсов и за квалификацию кадров; проектной группой, отвечающей за реализацию проектов (создается, как правило, для разработки комплексных проблем, имеющих прикладное значение). Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры (т. е. структуры, где созданы специальные органы для управления программами). При этом варианте руководитель наделяется всеми правами распорядительства, и он отвечает за качественное и своевременное выполнение работ. При матричной структуре управления наряду с постоянными функциональными отделами образуются временные проектные группы для решения конкретных проблем. Члены этих групп часто остаются в штате функциональных подразделений. Это позволяет легко перемещать сотрудников отделов при переходе от одного проекта к другому и лучше их использовать. Координационная и смешанная структуры управления являются вариантами программно-целевой структуры. Они отличаются степенью ответственности, возлагаемой на руководителя программы. При координационной структуре управления руководитель программы выполняет вспомогательно-координационную роль, наделяется соответствующими полномочиями и несет частичную ответственность за выполнение программы. При смешанной структуре управления на руководителя программы возлагается обязанность функционального руководства, но он не имеет права непосредственного распоряжения работниками. Решения, касающиеся содержания, качества и сроков выполнения работ, принимает руководитель программы, а реализацию этих решений обеспечивают руководители в соответствии с действующей линейно-функциональной структурой.

Аграрная экономика термины и понятия. Энциклопедический справочник