ТЕОРИИ ФИРМЫ
теории, в каждой из которых по-разному определяются цели фирмы и средства их достижения.
Традиционная Т. ф. объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
Менеджеральная Т. ф. доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.
Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Рост осуществляется за счет слияний и поглощений, т. е. путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации. Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов). Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
Теории множественных целей главный упор делают на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой Т. ф. необходимым звеном является определение стратегии фирмы.