ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
англ. taxation theory) – концептуальная модель налоговой системы, предлагающая принципы построения, роль и значение налогов в экономике, их функции, состав и структуру. Т.н. менялась в зависимости от уровня развития экономики, нац. традиций, политики гос-ва. Классич. представление о роли налогов в экономике было введено Адамом Смитом (1723–90). Он определил их как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: соразмерность, определенность, удобность и дешевизна. Представителями этого направления являются У. Петти (1623–87), Ж.-Б.Сей (1767–1832), Д. Рикардо (1772–1823), Дж.С. Милль (1773–1836), считавшие экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в к-рой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан. Усложнение экономич. отношений в об-ве, действие объективных циклич. процессов потребовали корректировки классич. учения. Появились новые научные теории. В наст. время выделяют два осн. направления экономич. мысли – кейнсианское и неоклассическое. Различие в этих осн. концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам гос. регулирования. Кейнсианская теория (Дж. М. Кейнс, 1883–1946) отражает элементы анализа общего функционирования экономики, выделяет роль гос-ва и его влияния на экономич. процессы, регулирование социально-экономич. границ налогообложения исходя из неустойчивости динамич. равновесия и необходимости прямого вмешательства гос-ва в экономич. процессы с помощью присущих ему инструментов. Налоги как норма процента призваны играть регулирующую функцию в экономике, когда излишние ден. сбережения изымаются с помощью прогрессивного обложения. Налоги в этом случае действуют в экономич. системе как «встроенные механизмы гибкости», сглаживают обострение экономич. неустойчивости от уменьшения доходов бюджета: во время экономич. подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное соц. положение в об-ве. Т.о., налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного обложения. Неоклассич. теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономич., в частности, производств. процессов, когда внешние корректирующие меры должны направляться лишь на то, чтобы устранять препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Джеймс Мид (р. 1907), построивший неоклассич. модель, отводил гос-ву лишь косвенную роль в регулировании экономич. процессов, считая гос-во с безграничным ростом его расходов дестабилизирующим фактором. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной налоговой политики, последователи неоклассицизма полагают, что т.о. будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост нац. богатства. В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экон. предложения и монетаризм. Теория экон. предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, т.к. высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения произ-ва. Теоретич. высказывания А. Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых экономистов и взяты на вооружение представителями возрожденного направления: от снижения налогового бремени гос-во выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей, на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с к-рого в казну поступит налог. Т.о., теория экон. предложения, развитая в начале 80-х гг. в США М. Уэйденбаумом, А. Бернсом, Г. Стайном, А. Лэффером, руководствовалась главной идеей, заключающейся в радикальном сокращении налоговых ставок и понижении тем самым прогрессивности налогообложения, установлении оптимальной границы обложения. Наглядно эта идея представлена Лэффера кривой: рост налоговых ставок поддерживает рост налоговых поступлений лишь до определенного предела, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, подавляется предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению произ-ва, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению, часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики, доходы гос-ва увеличиваются за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени. Теория монетаризма, разработанная амер. экономистом М. Фридменом (р. 1912), приверженцем идеи свободы рынка, предлагает ограничить роль гос-ва только той деятельностью, к-рую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. Делается также ставка на снижение налогов. Сочетание снижения налогов с манипулированием ден. массой и процентной ставкой, по мнению монетаристов, позволяет создать стабильность функционирования механизма не только гос., но и частного предприятия. Осн. идея неоклассич. теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большого кол-ва налоговых льгот корпорациям и той части населения, к-рая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практич. использование приемов неоклассич. направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, представлявшие собой синтез с нек-рыми направлениями неоклассич. теории. В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Так, англ. экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделять объекты налогообложения по отношению к потреблению (и предлагая облагать в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта) и сбережению (предлагая при этом ограничиваться лишь ставкой процента по вкладу). В результате возникла идея налога на потребление, к-рый являлся одновременно методом поощрения сбережений и средством борьбы с инфляцией. Считается, что не фиксированный налог с продаж, а налог на потребление, вводимый по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отд. видов товаров (напр., на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами. В наст. время не существует к.-л. одной «истинно верной» теории экономич. регулирования; есть взаимодействие трех осн. концепций: кейнсианство с разл. вариациями, теория экон. предложения и монетаризм. Зарубежные налоговые теории отличаются конкретным, прикладным характером, т.к. положения, разрабатываемые ими, традиционно являются основой фискальной политики и финанс. законодательства развитых гос-в. Теоретич. споры ведутся не столько по вопросу о сущности налогов как экономич. категории, объективное существование и необходимость к-рых сомнению не подвергаются, сколько об их роли в экономике. В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и, в основном, затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как Н. Тургенев, А. Тривус, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды к-рых являются неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономич. науки. Однако после революции общепризнанная теория налогов по политич. причинам была подвергнута сильному искажению, что отбросило развитие отечеств. науки на много лет назад. В наст. время дискуссии о принципах построения налоговой системы стали возрождаться. Они идут по разным направлениям: изучение экономич. наследия о налогах, определение места и роли налогов в гос. регулировании экономики, взаимодействие налогов с др. финанс. рычагами, экономико-математич. моделирование налоговых систем.