InvestFuture

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ, ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Просмотры: 806
Оцените материал:
(оценок: 23, среднее: 4.48 из 5)

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ, ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Термин происходит от английского «transactional analysis» и понимается как анализ взаимодействий. В зависимости от ситуации человек обычно занимает одну из трех позиций, которые основатель этого направления американский психолог и психиатр Эрик Берн [1910-1970], соответственно назвал: Родитель, Взрослый и Дитя. «Эрик Берн задался целью разработать такую психотерапевтическую концепцию, применение которой обеспечивало бы «полное излечение за минимальное время». Он утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал перевод изощренной психоаналитической терминологии на доступный житейский язык. Критикам его подхода это дало повод утверждать, что транзактный анализ, по существу, является лишь поп-версией психоанализа». Степанов С.С, Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 601. ПРИМЕР. В позициях «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» фиксируются скорее отношения между людьми, чем их возраст: «...в позиции Взрослого могут находиться не только взрослые, но и дети, так же как в позиции Дитя нередко пребывают немало взрослых, которым присуща инфантильность, капризность, невыдержанность и прочие «детские» качества. Каковы же особенности каждой из трех позиций? Родитель - дает всему оценки, взывает к долгу, обязательствам, оглядывается на мнения окружения - социума, поучает, наставляет, опекает, воспитывает. Взрослый - прагматичен, рассудителен, целесообразен, деловит. Дитя - эмоционален, «раб желаний», беспомощен, непрактичен, безволен, неуемный. Таким образом, Дитя - это чувства и эмоции, Взрослый - разум, логика, а Родитель - оценки, ритуалы, условности. В зависимости от обстоятельств и особенностей характера в каждом из нас проявляется одно из этих состояний. Причем у каждого есть излюбленная позиция, с которой мы пристраиваемся к другим. Например, поучая, наставляя (Родитель), мы ставим себя как бы в позицию сверху, принимая наставления, льстя или, наоборот, бурно, истерично протестуя против диктата (Дитя), мы занимаем позицию снизу. И только деловое конструктивное обсуждение (Взрослый) уравнивает позиции. Каковы признаки пристроек? Сверху - попытка доминировать, высокомерные, покровительственные интонации и жесты, оценка действий другого, причем не только осуждающая. «Правильно -Неправильно. Хорошо - Плохо. Ты должен! Обязан! и пр.» Снизу - поиск защиты, помощи, покровительства, заискивание, оправдывание, самоуничижительные жесты и интонации. «Хочу! Прошу! Дай! Помогите! и пр.» На равных - доброжелательность, открытость, участливость. «Полезно - Вредно. Целесообразно - Нецелесообразно. Выгодно - Невыгодно и пр.» Кичаев А., Технологии достижения целей, PR-пособие в стиле коучинг, М, «ГроссМедиа», 2004 г., с. 59-60. Точка зрения

Живой словарь бизнес-тренера