ТРЕНИНГОЗАВИСИМОСТЬ
Желание вновь и вновь окунуться в атмосферу тренинга, еще раз получить эмоциональные переживания, эмоциональный заряд; как правило, связано с отсутствием переноса ранее полученных на тренинге навыков и умений в собственную личную или профессиональную жизнь. ПРИМЕР. «Тренингозависимость: «Я еще хочу на тренинг, хочу постоянно тренироваться, жить без тренингов не могу». Кобзева В.В., Баранова Г.В., Руководителю об обучении персонала: дизайн посттренинга, М., «Добрая книга», 2006 г., с. 337. ПРИМЕР. «...когда люди не хотят уходить, расставаться с группой и тренером, когда возникает эмоциональная связь более прочная, чем в жизни. Не зря же появился термин «тренинговая игла»! Жизнь разделилась на две части - «тренинг» - интересная, насыщенная, с абсолютным доверием и привязанностью к людям, с обожанием тренера, и «просто жизнь» - тусклое коротание времени между встречами. Я просидела на этой игле два года, веря, что именно таким должен быть личностный тренинг. Спасло меня изучение психологии и критический анализ происходящего. Если считать, что основной целью личностного тренинга являются позитивные изменения в жизни и поведении человека, то все было очень небесспорно! Люди ссорились со своими родными и близкими, начинали ненавидеть свою работу, теряли друзей и ничего не стремились улучшить, потому что у них была группа - место принятия и эмоционального тепла. Конечно же, были люди, у которых изменения были, и очень ощутимые, но они-то как раз и не относились к «подсевшим». И это тоже был результат групповой динамики, осознанно или случайно созданной и поддерживаемой тренером. Я пыталась найти золотую середину между социальными конфликтами на группе и неуместным личностным родством. И я ее нашла». Шевцова И.В., Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста, СПб, «Речь», 2006 г., с. 95-96. В различных сектах, культах подобные эффекты используются для пополнения числа своих членов. В определенном смысле, противоположный термин: Дидактогения