InvestFuture

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Просмотры: 1915
Оцените материал:
(оценок: 38, среднее: 4.42 из 5)

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Управление государственным долгом - совокупность финансовых мероприятий государства:

- по погашению займов;

- по организации выплат долгов по ним;

- по изменению условий и сроков ранее выпущенных займов;

- по размещению новых долговых обязательств.

Финансовый словарь проекта «Финам», проект www.finam.ru/dictionary

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. К таким мероприятиям относятся финансирование, конверсия займа, консолидация, аннулирование и унифицирование займов.

Под финансированием понимается выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств

Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств. Функции государства по изменению сроков действия ранее выпущенных займов называются консолидацией.

Мероприятия государства по унифицированию займов означают обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом.

Капитал. Энциклопедический словарь

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

англ. national debt management) – 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых гос. долговых обязательств и др. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснов. решений в процессе У.г.д., что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относит. показатели. Абсолютные показатели отражают объем гос. внутр. и внешней задолженности в ден. выражении, величину расходов, связ. с ее погашением и обслуживанием. Осн. относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов У.г.д., включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание гос. долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки гос. внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в ден. выражении, доли расходов на погашение и обслуживание гос. внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для нац. экономики. У.г.д. представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финанс. ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры гос. заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финанс. рынках путем выпуска и размещения гос. ценных бумаг, получения кредита или предоставления гос. гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюдж. расходов или инвестиц. проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финанс. ресурсов для погашения и обслуживания гос. долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Гос. долговые обязательства погашаются за счет бюдж. доходов, золотовалютных резервов страны, ден. средств, получ. от продажи гос. собственности, а также новых заимствований. Методы У.г.д. можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отд. распоряжений органов гос. власти и управления; они не предусматривают оценку экономич. эффективности и результатов действий по У.г.д. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения гос. долга с помощью анализа финанс. показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при миним. издержках, связ. с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутр. и внешними экономич. и политич. факторами. В условиях долгового кризиса, когда госво испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию гос. задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание гос. долгов. У.г.д. непосредственно влияет на экономич. рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь