УРОВНИ ТВОРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО Г.С. АЛЬТШУЛЛЕРУ
Типовая ошибка психологии творчества - неучет того факта, что творческие задачи бывают разные, нельзя изучать их «вообще»... «Попробуйте задать вопрос: «Как надо охотиться?» - и вас сразу попросят уточнить, на кого именно охотиться. Микробы, комары, киты - живые существа, на них можно охотиться. Но охота на микробов, комаров, китов - три качественно отличающихся вида охоты. Никто не изучает эти три вида охоты «вообще». В изобретательстве же долгое время изучали творчество «вообще», а выводы по «микробным» изобретениям распространяли на изобретения «китовые», и наоборот. Научный подход к изучению изобретательского творчества начинается с понимания простой истины: задачи бывают разные, нельзя изучать их «вообще». Есть очень легкие задачи, их решают после нескольких попыток, и есть задачи невообразимой трудности, которые решаются в течение многих лет. Почему легки легкие задачи? Почему трудны трудные задачи? Что именно делает задачу трудной? Нельзя ли какими-то приемами преобразовать трудную задачу в легкую?..» Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г., с. 14. В ТРИЗ принято условно-методическое деление на пять «Уровней изобретательских задач». «Для изобретения использован: 1-ый уровень: известный объект без выбора или почти без выбора; 2-ой уровень: выбран объект из нескольких или сделаны небольшие изменения исходного объекта; 3-ий уровень: исходный объект меняется сильно; 4-ый уровень: исходный объект меняется полностью; 5-ый уровень: изменена вся техническая система, куда входил исходный объект, или сделано научное открытие». Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советскоерадио», 1979 г., с. 14-18. Характерно, что на различных Internet-форумах посвященных разным вопросам -консалтингу, тренингам, маркетингу, рекламе и PR, программированию и т.д., люди в основном заняты «выяснением отношений», а не решением конкретных задач. А если на таких форумах и решаются задачи, то весьма простые (первого и второго уровней по классификации Г.С. Альтшуллера). При попытке ставить и обсуждать задачи более высоких уровней, все обсуждение сводится к «выяснению отношений». Более подробная информация об уровнях решений - в бесплатно распространяемой электронной книге: «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера): http://www.altshullerru/e-books