InvestFuture

УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТА

Просмотры: 766
Оцените материал:
(оценок: 44, среднее: 4.5 из 5)

УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТА

состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. У.б. позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти. Понятие У.б. аналогично понятию финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта: оба понятия основываются на общих принципах – полного покрытия текущих расходов, эффективности и экономности расходования средств, обязательности осуществления инвестиционных вложений, страхования непредвиденных расходов и рисков. Вместе с тем они различаются по своему характеру, содержанию одноименных принципов, факторам, влияющим на величину устойчивости, и т.д. У.б. может быть определена по любому бюджету, начиная от федерального и кончая низовыми – сельскими и поселковыми. Особенно актуально в соврем. условиях выявление устойчивости по бюджетам 2-го и 3-го уровней бюджетной системы РФ. При этом чем более длителен период расчета устойчивого состояния, тем более адекватной является оценка того, насколько эффективно и рационально орган публичной власти осуществляет деятельность по реализации своих полномочий и обеспечению развития соответств. гос. или муницип. образования. Для определения количественных и качественных характеристик У.б. используют расчетно-аналитические методы: метод коэффициентов и метод экспертных оценок. Количеств. характеристики, выражаемые с помощью числовых показателей, показывают финансовое положение субъекта власти за определ. период при данном состоянии экономики. Чтобы выявить способность того или иного тер. образования приспосабливаться к изменениям во внешней экономич. среде, добиваться мобилизации дополнит. финанс. ресурсов в бюджет, а также получить информацию о характеристиках У.б., к-рые не выражаются в цифровом представлении, применяют экспертную оценку на основе системы баллов (это позволяет проводить сравнение с др. регионами). У.б. характеризуют: бюджетная самостоятельность; сбалансированность бюджета; платежеспособность субъекта публичной власти; денежный характер расчетов; экономич. эффективность расходования бюджетных средств; размер и структура внутр. и внешнего долга; качество бюджетного менеджмента и др. Бюджетная самостоятельность характеризуется способностью субъекта власти самому мобилизовывать финанс. ресурсы в бюджет, не прибегая к финансовой помощи; показатель для ее оценки – соотношение собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых) и его расходов. При оценке влияния сбалансированности бюджета исходят из того, что У.б. обеспечивается балансом между доходами и расходами, достигнутыми не только в пределах года, но и внутри него (по кварталам, месяцам, декадам, пятидневкам). Необходимость такого внутригодового анализа сбалансированности связана с тем, что даже минимальная величина внутригодовых кассовых разрывов может приводить к невыполнению или несвоеврем. выполнению бюджетных обязательств. В ряде случаев, напр., когда в расходах бюджета значит. место занимают платежи по обслуживанию внутр. и внешнего долга, сбалансированность бюджета в рамках одного года не дает информации о возможностях тер. образования мобилизовывать дополнит. доходы в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономич. конъюнктуры. Для получения такой оценки У.б. необходимо определять не только в границах одного бюджетного года, но и для будущих периодов. Платежеспособность субъекта публичной власти – его способность полно и своевременно отвечать по своим обязательствам. Для ее обеспечения органы власти (местного самоуправления) используют разл. источники средств – и текущие (реальные), и потенциальные. К реальным относятся: налоговые и неналоговые доходы, поступающие в бюджет; задолженность по начисленным, но неуплаченным налогам и сборам; предоставленные отсрочки по уплате налогов и сборов; просроченная задолженность по налоговым и неналоговым платежам. Потенциальные доходы включают: заимствования на рынке капиталов; продажу имущества, принадлежащего субъекту власти; рост поступлений налогов за счет увеличения рентабельности пр-тий и повышения деловой активности; повышение собираемости налогов и т.д. У.б. имеет огромное значение в практике бюджетной работы: в соврем. условиях необходимо правильно оценивать финансово-экономич. (в т.ч. бюджетное) положение конкретных тер. образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику. Анализ У.б. нужен инвесторам, чтобы реально оценивать риск вложений капитала в те или др. тер. образования. Устойчивость бюджета должна также учитываться и в процессе вынесения решения о несостоятельности субъекта власти дальше руководить экономикой и соц. сферой того или иного территориального образования и принятия мер ответственности к руководителям такого региона или муницип. образования.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь