ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА ЭКОНОМИКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
фонды денежных средств, образующиеся в войсках, состоящих на сметно-бюджетном финансировании и не относящиеся к средствам, поступающим из федерального бюджета по смете Министерства обороны РФ. Источники В.с. – суммы, поступающие от юридич. и физич. лиц в порядке оплаты работ, услуг, реализуемой военной техники и имущества и т.д. В нек-рых случаях во В.с. зачисляют суммы в порядке перераспределения средств федер. бюджета (напр., при оплате продукции подсобных пр-тий, поступающей на плановое обеспечение войск). Классификация этих средств, порядок их формирования и использования определяются Главным управлением военного бюджета и финансирования МО РФ спец. перечнем применительно к Положению о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете, утвержденному Советом Министров СССР в июне 1980. Все внебюджетные средства, каждому из к-рых присвоен код классификации, подразделяются на 5 групп, а именно на средства, полученные от: – использования имущества, находящегося в гос. собственности (средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях; средства в виде чистой прибыли гос. унитарных и казенных предприятий, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и др.); – продажи имущества, находящегося в гос. собственности (средства, полученные от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого имущества; средства, полученные от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники, в т.ч. лома и отходов драгоц. металлов; средства от приватизации организаций, выводимых из состава ВС РФ, и др.); – оказания платных услуг на договорной основе, приносящей доход деятельности, разрешенной действующим законодательством (средства, полученные от реализации продукции подсобных хоз-в, за подготовку военных кадров в интересах иностр. гос-в, от военно-технич. сотрудничества, и др.); – применения мер гражданско-правовой, адм. и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации) в возмещение вреда, причиненного РФ, и иные суммы принудит. изъятия (возмещение ущерба, причин. имуществу, закрепленному за МО РФ, и др.); – а также средства целевого характера, поступившие от довольствующих органов, сторонних организаций, физич. лиц, в т.ч. собственные средства личного состава. Распределение В.б. средств ежегодно устанавливается в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финанс. год. Так, напр., в Законе о федеральном бюджете на 2001 предусмотрено, что средства, поступающие от реализации вооружения, военной и специальной техники и иного движимого имущества от военно-технич. сотрудничества, подготовки военных кадров в интересах иностр. гос-в, а также от оказания на дог. основе услуг, осуществляемых федер. органами исполнит. власти, финансирование к-рых производится по разделам «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» и «Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» функцион. классификации расходов бюджетов РФ, направляются на материально-технич. обеспечение и решение соц. проблем военнослужащих и приравненных к ним лиц, если иной порядок их расходования не установлен законодательством РФ. Все получаемые В.б. после уплаты налогов и иных обязательных платежей зачисляются на счета МО РФ по учету средств, полученных от предпринимат. и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установл. порядке в органах Федерального казначейства, и направляются на финанс. обеспечение деятельности ВС. Использование В.с. в качестве дополнит. источников финансирования потребностей войск и личного состава имеет историч. корни. Еще в эпоху Императора Петра I, когда началось формирование регулярной русской армии (ХVIII в.), возникали ротный, полковой, орденский, церковный и др. капиталы. С их помощью решались разные по значению и масштабам задачи: дополнит. финансирования потребностей войны, улучшения организации жизни и быта войск, оказания матер. помощи военнослужащим, их духовного воспитания и т.д. В первые годы Советской власти военному ведомству была разрешена эксплуатация разл. рода подсобных и ремонтных пр-тий, что позволило в 1922 создать фонд собств. средств «Артельная сумма». В 1924 в воинских частях и учрниях, ведущих самост. войсковое хоз-во, были введены хоз. и амортизац. фонды, к-рые в 1925 слились в единый хоз. фонд