Я-СООБЩЕНИЕ
Ощущение самих самого себя, как правило, лежит в центре восприятия человека, то одна из техник общения, предусматривающая разговор с собеседником от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова «я» - отсюда и название. ПРИМЕР. «На закате перестройки редактор «Огонька» Виталий Коротич был принят Горбачевым. Коротич хотел высказать Горбачеву свои соображения о политической ситуации в стране и о проблемах культуры. Горбачев не дал ему вымолвить ни слова - все время говорил сам. После встречи Коротич сказал друзьям: - Плохи дела. Он в эйфории. Он не хочет и не умеет слушать. Так он все проиграет». Борее Ю.Б., XX век в преданиях и анекдотахв в 6-ти книгах, Кн. 5,6, Харьков, «Фолио», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996 г., с. 27. ПРИМЕР. «Умение формулировать высказывания в форме так называемых Я-сообщений является важным ресурсом управления отношениями во взаимодействии. Оно представляет собой некатегорическое высказывание, сделанное «от себя» и «о себе» без апелляции к логике, авторитетам, к каким-либо общим принципам и т.п.: «Я думаю...», «Я чувствую...» Казалось бы, элементарная вербальная «техника», но при использовании в общении она наталкивается на психологические препятствия. Так, первая реакция, которую обычно демонстрирует человек, когда партнер по общению высказывает точку зрения, не совпадающую с точкой зрения слушающего, - возражение по содержанию или/или оценка точки зрения говорящего: «По-моему, ты говоришь неверно». Если же точка зрения партнера существенно затрагивает интересы или чувства слушающего, то усиливается эмоциональный компонент такой реакции: «Ты говоришь ерунду!» В отличие от таких формулировок, Я-сообщение звучало бы примерно так: «Когда ты это говоришь, мне сразу хочется возражать, я даже начинаю сердиться». Разница огромная. В первом случае это высказывание о партнере: он и его мысль подвергаются оценке, а говорящий оказывается закрытым. Это так называемое «Ты-сообщение». Во втором случае говорящий в Я-сообщении рассказал о себе, никоим образом не оценивая мысль партнера и его самого. Здесь именно говорящий оказывается открытым. Я-сообщение - это приглашение к более открытому общению. Решиться на такую открытость, особенно с подчиненным - часто непростая задача для руководителя: это связывается в его сознании с возможной потерей статуса. Однако использование Я-сообщений руководителем, ведущим совещание, на этапах проблематизации и перевода проблем в задачи весьма эффективно для передачи инициативы участникам, возникновения у них чувства свободы и психологической безопасности, создания атмосферы взаимного уважения и принятия чужих мнений. Оно активизирует участников, повышает открытость общения, что, как мы видели, очень важно для выработки оптимальных решений и принятия участниками ответственности за них». Мастеров Б.М., Эффективное совещание: структура и процедуры. Содержательные аспекты тренинга для руководителей, в Сб.: Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Сост. Л. Кроль и Е. Пуртова, М., «Класс», 2002 г., с. 216. Как правило, вопросы, примеры, где так ли иначе отражена личность обучающегося, запоминаются им лучше, чем без них.