ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли.
официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли.
законодательная, административная и судебная охрана интересов потребителей товаров и услуг, главным образом от их нарушения изготовителями продукции (услуг) и продавцами. Закон РФ "О защите прав потребителей" позволяет гражданам добиваться реализации своих справедливых требований как в судебных, так и в специальных государственных органах.
система правовых, экономических и социальных основ, устанавливающих порядок отношений между потребителями и производителями товаров и услуг с целью защиты прав потребителей на приобретение качественных товаров и получение необходимых услуг. Правовое регулирование защиты прав потребителей определяется Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (1993 г.) и другими законодательными актами.
установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли; законодательное регулирование отношений, возникающих между потребителями и производителями, предусматривающее права потребителя на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, не влияющих на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товара (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, а также государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей. З.п.п. служит одним из определяющих признаков цивилизованной экономики, культуры бизнеса.
(consumer protection) Защита, особенно юридическая, прав потребителя. В настоящее время в Великобритании проводится политика, направленная на законодательную защиту прав потребителей от нечестных условий контрактов (сделок). В частности, Закон о нечестных условиях контракта (1977 г.) и Закон о продаже товаров (1979 г.) дают потребителям защиту от таких условий, которые являются попыткой ограничить обязательства продавца, вытекающие из его права продавать товары, из соответствия товаров их описанию или образцу (cм.: торговое описание (trade description) и из того, что продукты имеют товарное качество и годятся для использования в указанных целях. Закон о справедливой торговле (1973 г.) содержит также положение, запрещающее нечестную торговлю потребительскими товарами. Этот Закон предусматривает должность Генерального директора справедливой торговли (Director General of Fair Trading), который несет ответственность за контроль над коммерческой деятельностью, касающийся предложения товаров потребителям, а также разоблачения практики, наносящей ущерб экономическим интересам потребителя. Отдельные случаи нарушения прав потребителя могут быть им переданы на рассмотрение Консультативного комитета по защите прав потребителя (Consumer Protection Advisory Committee) либо разрешены им самостоятельно. Интересы потребителей (включая отдельных бизнесменов) защищаются Законом о потребительском кредите (1974 г.) и при получении ими кредитов. См. также: регистр потребительского кредита (consumer-credit register). Закон о защите прав потребителя (1987 г.) содержит предложение о введении стандартов в отношении безопасности товаров, которое устанавливает ответственность производителя товара в случае, если использование этого товара повлекло за собой нанесение какого-либо ущерба (cм.: ответственность производителя (products liability).
международная проблема, которая требует решения на государственном уровне. Такое требование следует из того, что многие нарушения можно квалифицировать как экономическое преступление. С позиций прав потребителей на качественную продукцию актуальной проблемой является соответствие стандартов на отечественную продукцию и мировых стандартов. Если отечественные стандарты более мягкие по сравнению со среднемировыми, т. е. качество продукции (работ, услуг) ниже, можно говорить о недостаточном соблюдении прав потребителей. Защиту прав потребителей следует рассматривать не только как систему мер по ограждению потребителей от некачественной продукции, недобросовестной рекламы и т. д. Экологические и социальные аспекты также имеют большое значение. В первую очередь это означает обеспечение радиационной безопасности производимых товаров, условий проживания и обеспечение безопасности работ и услуг в местностях с неблагоприятной экологической обстановкой. Социальный срез в системе защиты прав потребителей предполагает гарантии по широкому кругу вопросов, связанных с уровнем жизни населения. Основными органами государственного управления республиканского уровня в механизме защиты прав потребителей являются: Министерство экономики, Министерство торговли, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство здравоохранения, Комитет госконтроля и др. Основными законодательными актами, определяющими механизм и содержание деятельности по защите прав потребителей, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции, работ и услуг», «О рекламе», постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении требований к информации на продуктах питания и промышленных товарах народного потребления, ввозимых на территорию Республики Беларусь» и др. Правоотношения потребителей и торговли в значительной мере регулирует Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. К кругу субъектов, уполномоченных составлять протоколы на правонарушения, совершаемые в области торговли, отнесены должностные лица: органов внутренних дел; исполнительных комитетов местных Советов депутатов; органов Комитета госконтроля Республики Беларусь; дружинники. Рассматривать дело об административных правонарушениях уполномочены: исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов; административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; комиссии по борьбе с пьянством; районные (городские) суды; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; органы, осуществляющие государственный контроль над установленным порядком формирования цен. Круг норм, предусматривающих ответственность за нарушение правил торговли, включает шесть статей: нарушение правил торговли и оказания услуг населению; нарушение установленного порядка формирования цен; нарушение правил торговли спиртными напитками; нарушение порядка продажи огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия; нарушение правил торговли на рынках; торговля в неустановленных местах. Функции Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь по защите прав потребителей: оказание поддержки при создании организаций по защите прав потребителей и развитии их организационной инфраструктуры; контроль исполнения актов законодательства по защите прав потребителей; участие в формировании и развитии в республике системы социально-экономиче ской статистики по вопросам защиты прав потребителей; сотрудничество и взаимодействие с международными и национальными объединениями потребителей и представление в установленном порядке; осуществление социально-экономического мониторинга по проблемам становления и развития в республике системы государственной защиты прав потребителей, эффективности принимаемых государственных мер, работы государственных органов и общественных организаций по защите прав потребителей; изучение, обобщение и внедрение отечественного и зарубежного опыта в области защиты прав потребителей и разработка рекомендаций по его применению; осуществление контроля над рекламной деятельностью юридических и физических лиц; принятие мер по предупреждению и пресечению фактов недобросовестной рекламы; проведение мониторинга рынка рекламных услуг; рассмотрение в установленном порядке информации и материалов о нарушении антимонопольного законодательства о предпринимательстве, инвестиционной и рекламной деятельности, о правах потребителей; создание и развитие системы информирования граждан Республики Беларусь о мерах, осуществляемых министерством по входящим в его компетенцию вопросам; инициирование научных исследований по проблемам поддержки предпринимательства, инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль над осуществлением рекламной деятельности; в установленном законодательством порядке рассмотрение и оценка правомерности деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничения конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. Функции уполномоченных по защите прав потребителей: осуществление контроля над выполнением на территории района (города) Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»; рассмотрение жалоб и обращений потребителей, их консультирование; организация информирования населения по вопросам защиты прав потребителей; координация деятельности структурных подразделений исполкома в области защи ты прав потребителей; информирование соответствующего исполкома и территориального комитета предпринимательства и инвестиций и других органов о выявленных фактах ненадежного качества товаров; обобщение нарушений законодательства по вопросам защиты прав потребителей и предоставление сведений о них в территориальный комитет предпринимательства и инвестиций; сотрудничество и взаимодействие с общественными объединениями потребителей, поддержка этих объединений при их создании и развитии их организационной инфраструктуры. Меры по защите интересов потребителей: 1. Полноценная реализация названных направлений работы с потребителем означает организацию специализированной, мощной информационно-исследовательской структуры, которая бы создала организационно-методологическую основу для формирования реального рынка покупателя. Наиболее актуальными направлениями для практического менеджмента потребительского рынка являются: создание информационно-аналитической системы мониторинга потребительского рынка как основы для обоснования конкретных управленческих решений; разработка достаточно простого и адаптированного к изменениям внешней среды прогностического инструментария, позволяющего обеспечивать научное предвидение поведения потребителя и других участников рынка; разработка методологии и конкретных методов оценки эластичности спроса и потребностей от основных факторов и степени настоятельности существующих потребностей; создание системы методов типологизации потребителей на основе учета особенностей их поведения на потребительском рынке в современных условиях; проектирование информационных систем отслеживания процессов реализации, полного и своевременного учета объема и структуры продаж и товарного предложения. 2. Необходим механизм реальной защиты прав потребителей, что предусматривает модернизацию действующих в этой сфере структур на основе строгого и неукоснительного соблюдения официально декларируемых законодательных и нормативно-правовых актов. Это должны быть соответствующие целям реальные полномочия Министерства торговли в сфере защиты прав потребителей и создание специальной судебной ветви по делам потребителей в рамках судебной системы общей юрисдикции. 3. Должна быть пересмотрена государственная политика в области формирования товарного предложения на рынке. Это означает, во-первых, оценку деятельности промышленности на внутреннем рынке товаров народного потребления не по объему продаж торговле, а по конечным показателям спроса потребителей в общем объеме и его структуре; во-вторых, механизм формирования производственных программ должен основываться не на валовых показателях, а по развернутому ассортименту в соответствии с запросами потребителей; в-третьих, при выполнении выдвинутых предложений экономическую ответственность за поставку на рынок невостребованных товаров должна нести не только промышленность, но и торговля; в-четвертых, защита отечественного товаропроизводителя должна быть экономически и социально обоснованной. Белорусское общество защиты потребителей — общественное движение потребителей. Белорусское общество защиты потребителей является негосударственной общественной организацией, основная деятельность которой направлена на консультационноправовую помощь потребителям, совершенствование законодательства и нормативной базы по защите прав потребителей, обеспечение потребителей информацией о качестве товаров и услуг, правовых гарантиях при возникновении правоотношений с организациями торговли, товаропроизводства и сферой услуг, организацию и проведение выставок, семинаров, конференций и т. п. по вопросам качества товаров, защиты прав потребителей. Однако БОЗП как общественная организация не имеет права решать спорные вопросы, оно лишь консультирует или направляет соответствующие претензии и иски в другие правомочные инстанции. Общество ограничено и в законопроектной деятельности, т. е. общество не может эффективно влиять не только на отношения «производитель—потребитель», но и на механизм выработки нормативно-правовых норм, регулирующих эти отношения. Такой механизм снижает коэффициент полезного действия БОЗП как института защиты прав потребителей.