Победа в Великой Отечественной стоила миллионов погибших, сотен разрушенных деревень и предприятий. И после 1945 года легче стало далеко не сразу.
Еды не хватало
Как назло, в 1946 году случилась засуха, на которую наложилась нехватка техники и рабочих рук. Снова начался голод: хлеб делали из картофеля, ели очистки, за простой мукой по несколько дней стояли в очереди.
В заводских столовых рабочим давали кашу или баланду, иногда всего несколько ложек. На этом приходилось работать весь день. Конфет и сладостей, конечно же, не было, вместо них сушили фрукты.
В небольших городах и селах жить было лучше, чем в Москве и Ленинграде. А в деревнях активно собирали ягоды и грибы.
Все по карточкам
Продуктовые карточки появились в 1947 году. Чтобы не было нелегальной торговли, ввели нормы покупки в одни руки: два килограмма хлеба, кусок хозяйственного мыла и два литра керосина на человека. Цены на черном рынке взлетели до небес: “дополнительная” буханка свежего хлеба могла стоить четверть зарплаты.
Кстати, ее иногда не полностью выдавали деньгами, до половины работники получали облигациями. Причем обналичить их до 60-х годов было практически невозможно. Бедные “советские инвесторы”!
Носили что было
Никакой моды, понятно, в помине не было. Донашивали военную форму, шинели и ватники. Перешивали старые занавески, постельное белье и даже парашюты. Старую одежду взрослых перелицовывали на детей и подростков. Свитера переделывали в носки, варежки и сумки.
Кожи не было даже на обувь, так что ее делали из подручных средств: войлока и парусины. Вот тогда, очевидно, и появилась советская привычка ничего не выбрасывать: “пригодится!”
Преступники не давали покоя
В первые годы после войны многие боялись выходить на улицу поздно вечером: орудовали бандиты. В 1946 году только официально зарегистрировали более 36 тысяч вооруженных ограблений. Отбирали одежду, последние украшения и ценные вещи.
В итоге с 1 января 1945 по 1 декабря 1946 года власти уничтожили почти 3,8 тысяч организованных банд и назначили наказание более 210 тысячам преступников. Вскоре уровень криминала пошел на спад.