InvestFuture

КАК ОЦЕНИТЬ БИЗНЕС ПО АНАЛОГИИ

Просмотров: 2036
КАК ОЦЕНИТЬ БИЗНЕС ПО
Автор:Елена Чиркова
Жанр: Учебная литература, Книги о бизнесе
Год выпуска:2017
Количество страниц:320
ISBN:978-5-9614-5080-4

КАК ОЦЕНИТЬ БИЗНЕС ПО АНАЛОГИИ

Елена Владимировна Чиркова

Своего рода ДНК мультипликаторов и дорожная карта по оценке бизнеса компаний - в сегодняшнем выпуске еженедельной книжной рубрики.

 

Елена Владимировна Чиркова многим подписчикам канала уже известна по стриму, который мы проводили несколько месяцев назад. Тем не менее, не лишним будет все же сказать пару слов о личности, из-под чьего пера вышла разбираемая сегодня книга. Итак, Елена Чиркова – выпускница экономического факультета МГУ, доцент кафедры экономики и финансов фирмы экономического факультета ГУ-ВШЭ, кандидат экономических наук, инвестиционный банкир, известный специалист по оценке бизнеса. В начале своего профессионального пути читала спецкурс по корпоративным финансам в своей альма-матер, после чего на протяжении года работала на экономическом факультете Гарвардского университета.

Что касается трудовой деятельности, Чиркова в разное время занимала должности начальника управления привлечения инвестиций в капитал «Банка Москвы», директора Московского представительства инвестиционного банка Ротшильда, руководителя направления слияний и поглощений департамента финансовых услуг Deloitte и др. Согласитесь, для успешного решения задач такого масштаба нужно обладать значительным профессиональным бэкграундом.

Книга, полное название которой звучит как “Как оценить бизнес по аналогии: Методологическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг” посвящена одному из наименее проработанных аспектов корпоративных финансов - применимости и корректному использованию сравнительного метода в оценке. На момент публикации в 2005 году, у нее не было аналогов не только в России, но и в мире. 

Говоря о важности этой книги и отсутствию у нее аналогов, нельзя не отметить положение дел в российских знаниях о методах анализа компаний на момент ее написания. Была богатая, наработанная через десятилетия проб и ошибок американская база, которую умельцы просто взяли и совершенно без стеснений скопировали для внутреннего пользования. Конечно же, взятые с потолка данные бухгалтерий отечественных компаний не могли и рядом встать с громоздкими и по полочкам разложенными отчетами американских прототипов, под которые вся эта база, собственно, и была заточена. В итоге почти все оценочные отчеты сводились примерно к такой логике: пусть по прочтении отчета останется неясным, что именно оценивалось и чем занимается оцениваемое предприятие, зато в согласовании результатов “сидит” западный метод анализа!

Чиркова, работая в инвестиционно-банковском подразделении инвестиционной компании, понимала, что знаний из классических финансовых учебников абсолютно недостаточно при оценке компаний на практике. Каждый раз случался какой-то масштабный казус, приходилось что-то домысливать и упираться в невозможность адекватным языком объяснить полученные результаты. Например, команда Чирковой постоянно сталкивалась с ситуацией огромного - в два и более раза - разрыва в оценке компаний по разным мультипликаторам, и нужно было гадать на кофейной гуще, чтобы понять, какая из оценок ближе к истине. Тогда Елена Владимировна и начала систематизировать текущую оценочную деятельность и ее результаты. Итогом этой систематизации и стала эта книга.

Чиркова, опираясь на практический личный опыт, не просто помогает понять теоретические принципы метода оценки по аналогии и особенности использования различных сравнительных коэффициентов, но и проливает свет на специфику работы с компаниями, функционирующими на формирующихся или, другими словами, развивающихся рынках. В первую очередь, речь идет о российском рынке, что, безусловно, немаловажно для отечественных инвесторов. 

Пользу для себя в этом пособии найдут как читатели, занимающиеся реальной оценкой, так и финансовые аналитики, финансовые же консультанты, а также преподаватели и студенты экономических факультетов ВУЗов. Сама Чиркова подчеркивает, что, выбирая стиль изложения, ориентировалась на читателя с начальной финансовой подготовкой. Если же вы не относитесь к перечисленным выше категориям, а финансовая подготовка находится на около нулевом уровне, то не отчаивайтесь - книга, в качестве драйвера личностного развития, как нельзя кстати подойдет всем, кто стремится максимально всесторонне расширять свой кругозор в вопросе оценки бизнеса.Тем более книга не относится к разряду талмудов, а изложенная фактура является краткой, емкой и четкой. Практически без воды. 

В качестве бонуса автор в самом начале приводит список терминов и навыков, с которыми необходимо ознакомиться и которые было бы неплохо понять для извлечения из пособия максимальной пользы, а в приложении приводит двуязычную детализацию всех упомянутых в книге мультипликаторов.  Так что, хочет читатель того или нет, после прочтения этой книги он больше не будет воспринимать мультипликаторы как простой набор букв.

“Читателю, ознакомившемуся с основами корпоративных финансов, должно быть понятно в этой книге практически каждое слово”, - уверяет Чиркова.

Абсолютно крутой составляющей книги являются контрольные вопросы, которые всплывают в совершенно неожиданных местах повествования и создают своего рода интерактивное взаимодействие с автором. Таким образом Чиркова в какой-то мере проверяет внимательность читателя и побуждает его перечитать тему, если формулировка ответа не прилетела на ум “с ходу”. 

Книга проливает свет на особенности использования метода оценки по аналогии, возможных вариантах его названия в различных источниках (их, по меньшей мере, шесть), алгоритмах расчетов, принципах выбора и конструирования мультипликаторов, а также о требованиях к подбору компаний-аналогов. 

Первые две трети книги мы изучаем различные аспекты мультипликаторов. В частности, знакомимся с историей их появления. С их глобальным (привести к единому масштабу цены акций компаний, отличающихся по размеру и количеству акций, на которые разделен их уставный капитал) и локальным (в каких случаях принято прибегать к оценке по мультипликаторам и к каким составляющим бизнеса компании они могут быть применены) назначением. Узнаем, что из себя представляют, на каких показателях бизнеса базируются и какими преимуществами и недостатками обладают балансовые мультипликаторы, мультипликаторы доходности, “мультипликаторы будущего” и мультипликаторы роста. Кроме того, автор дополнительно рассказывает нам о недостатках работы с базами данных, содержащими информацию по мультипликаторам, а также детально раскладывает для нас по полочкам весь спектр показателей, которые можно встретить в их числителях и знаменателях.

Следующим важным блоком идет описание особых случаев использования мультипликаторов и, по сути, главной темы всей книги - процесса подбора аналогов. Мы узнаем, что делать небольшой компании, чтобы поглотить более значительного конкурента и как с помощью мультипликаторов вычислить остаточную стоимость бизнеса. Знакомимся с многочисленными мелкими (структура капитала, репутация заемщика, продукты, рынки, прибыль, способность платить дивиденды и тд), а также ключевыми факторами, влияющими на выбор аналогов, на сравнении с которыми будет построена наша оценка. Очень желательно, чтобы компании-аналоги были из той же страны, что и оцениваемая, представляли одну и ту же отрасль и совершенно точно оценивались бы на одну и ту же дату. Отклонения от этих предпочтений могут вести к существенным погрешностям, ухудшающим качество оценки. То есть ключевыми факторами подбора аналогов являются страновой, отраслевой и временной.

Финализируют труд Чирковой методы расчета мультипликаторов для сравниваемых аналогов с рекомендациями автора относительно лучших и худших из них, и целая глава, призванная на практических примерах из личного опыта команды автора наглядно показать сравнение компании с формирующегося рынка с аналогом с рынка развитого.

Глобальной проблемой на момент написания своей книги Чиркова считала отсутствие систематизированности информации и передачу ценнейших сведений буквально из уст в уста практикующими профессионалами. Это создавало серьезные проблемы для повышения квалификации финансовых аналитиков зарождающейся отечественной экономической машины, и стало едва ли не главным триггером к написанию этой книги. Своей задачей при написании книги автор ставила обучение читателей творческому и осмысленному использованию мультипликаторов для оценки компаний, а также формирование у читателей понимания того, что простейшие сравнения не всегда приводят к желаемому результату. Она отмечает, что сочла бы хорошим достижением, если бы ее книга помогла читателям развить в себе способность думать о цене практически любого бизнеса или акций как о формуле с применением мультипликаторов. И наполнение выглядит так, как будто не развить в себе такую способность у читателя просто-напросто не остается даже малейшей возможности. 

Подводя итог, хочу отметить, что Елена Владимировна оказалась не только интереснейшим собеседником, но и превосходным автором. Если вы “плавали” в расшифровке финансовых отчетов интересующих компаний или в голове начинался хаос при попытках провести фундаментальный анализ компаний из приглянувшегося сектора, эта книга совершенно точно пригодится вам в качестве быстрого и максимально доступного настольного источника вожделенной информации. Купил и держи - инвестиционный подход, который к оценке этой книги подходит едва ли не больше, чем к оценке некоторых акций)

Оцените материал:
(оценок: 32, среднее: 4.44 из 5)
InvestFuture logo
КАК ОЦЕНИТЬ БИЗНЕС ПО

Поделитесь с друзьями: