InvestFuture

Плюсы и минусы нефтяных пошлин "60-66-90-100"

Прочитали: 587

Энергетический центр бизнес-школы "Сколково" подготовил новое отраслевое исследование, в котором изучены положительные и отрицательные стороны нефтегазового таможенного режима "60-66-90-100".

Система "60-66" (после внесения дополнений - "60-66-90-100") сыграла положительную роль в развитии нефтегазовой отрасли России, позволила повысить прибыльность нефтедобычи и начать перевооружение нефтеперерабатывающей отрасли, полагают авторы исследования.

Однако система имеет ряд недостатков, которые препятствуют достижению долгосрочных целей по добыче и переработке нефти.

"Для новых добычных проектов снижения предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 65% до 60% недостаточно. При избыточном экспорте нефтепродуктов, прежде всего мазута и газойля, федеральный бюджет продолжает субсидировать нефтепереработку ($10-20 млрд в год из-за разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты)", - отмечено в исследовании.

При высоких ценах на нефть пошлины по-прежнему стимулирует неэффективную первичную переработку нефти (в том числе на так называемых "самоварах", то есть мини-НПЗ). Более того, режим "60-66-90-100" стимулирует не только увеличение загрузки существующих мощностей первичной переработки, но и строительство новых.

В России намечено строительство более 70 млн тонн новых мощностей первичной переработки. По оценкам Энергетического центра, из-за ставки "100" на темные нефтепродукты далеко не все из них экономически рентабельны.

"При этом в отсутствие четких сигналов от государства в отношении долгосрочной дифференциации пошлин на нефть и светлые нефтепродукты планируется строительство сложных НПЗ, продукция которых может не найти в будущем своего потребителя", - считает один из авторов исследования, руководитель по стратегии и развитию бизнеса Энергетического центра Антон Рубцов.

Если компании полностью осуществят планы по обновлению российских НПЗ по так называемым "четырехсторонним соглашениям", то объем первичной переработки нефти увеличится к 2020 г. до 296 млн тонн, глубина переработки улучшится с 72% до 85%.

При этом в России может возникнуть избыток бензина. Более того, производство свыше 110 млн тонн дизельного топлива с содержанием серы менее 10 ppm также создаст проблему, на этот раз проблему сбыта в Европе. А структура переработки не уменьшит размер "субсидий" государства.

Одним из долгосрочных последствий введения ставки экспортной пошлины на бензины на уровне 90% от пошлины на нефть является снижение инвестиционной привлекательности строительства установок каталитического крекинга по сравнению с установками гидрокрекинга.

"Это означает, что происходит искусственное стимулирование производства дизельного топлива, которого в России избыток, вместо обеспечения комфортного объема мощностей производства автомобильного бензина при минимальном объеме первичной переработки", - пояснила аналитик Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Дарья Козлова.

В исследовании отмечена необходимость перехода российского рынка на дизтопливо, Европа начала переходить на этот вид топлива 30 лет назад.

"Необходимо предпринять меры по расширению внутреннего рынка потребления дизельного топлива, что подразумевает, прежде всего, расширение парка дизельного автотранспорта. Для этого следует дифференцировать таможенные пошлины на импортируемые автомобили в пользу дизельных транспортных средств и сохранить дифференциацию акцизов в пользу дизельного топлива. При этом следует внимательно отнестись к анализу баланса спроса и предложения на рынке зимнего и межсезонного дизельного топлива", - отмечает Энергетический центр.

"Обязательства, принятые Россией при вступлении в ВТО, существенно ограничивают возможности правительства России по выравниванию пошлин на нефть и нефтепродукты при дальнейшем реформировании таможенного режима. Корректировка системы "60-66-90-100" посредством сближения пошлин на нефть и нефтепродукты возможна только с помощью понижения пошлин на нефть", - подчеркивает главный экономист Энергетического центра Сергей Ежов.

Выпадающие доходы бюджета при этом можно возместить только за счет повышения НДПИ на нефть. Учитывая значительное количество льгот по НДПИ, а также ежегодное увеличение объемов нефти с льготным налогообложением, оценить долгосрочные последствия от таких решений достаточно сложно.

Высокая маржа переработки и ожидаемая эффективность проектов обновления НПЗ в рамках действующего таможенного режима может сыграть злую шутку с российской нефтеперерабатывающей отраслью, полагают эксперты центра.

"Полная реализация заявленных планов по модернизации может привести к риску создания избыточных мощностей и перепроизводства, с чем уже сталкивалась нефтепереработка США и Европы. Если государство пойдет на ужесточение таможенно-тарифного режима, произойдет снижение маржи переработки, что может сделать нерентабельными сегодняшние инвестиции и даже привести к операционной убыточности ряда НПЗ (прежде всего с плохой конфигурацией и большой удаленностью от рынков сбыта)", - отметил директор Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григорий Выгон.

Для развития нефтепереработки в России государству необходимо совершенствовать систему таможенного регулирования в рамках общей реформы налогообложения нефтяной отрасли.

Кроме того, предстоит улучшить Генеральную схему развития нефтяной отрасли в части объемов первичной переработки, баланса основных нефтепродуктов и развития транспортной инфраструктуры. "Компаниям, в свою очередь, необходимо внимательно оценить чувствительность проектов модернизации и маржи переработки НПЗ при разных сценариях таможенно-тарифного режима, а также риски сбыта нефтепродуктов на внутреннем и внешних рынках после модернизации нефтеперерабатывающей отрасли", - заключил Выгон.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Плюсы и минусы нефтяных

Поделитесь с друзьями: