InvestFuture

40 лет политики открытости: зачем Китай встал на этот путь?

Прочитали: 1257

Сорок лет назад Китай начал реализовывать программу экономических реформ, названную "политикой открытости". Нынешние достижения Поднебесной - результат этих многолетних преобразований.Что из себя представляет социалистическая рыночная экономика, и как Китаю удалось совместить, на первый взгляд, противоположные экономические установки, рассуждает д. э. н., профессор экономического факультета РУДН Людмила Шкваря.

Китайская Народная Республика занимает лидирующие позиции по ряду параметров. Ее население – 1,4 млрд. человек в 2018 г., (1-е место в мире) – составляет более 18% всех жителей планеты. Стоимость всего китайского экспорта за прошлый год превысила 2,4 триллиона долларов США (1-е место в мире, сохраняющееся с 2009 года). Объем ВВП, определяющий экономическую мощь страны, достиг 13,4 триллионов долларов (2-е место в мире после США), причем Китай в 2018 году продемонстрировал достаточно быстрый прирост ВВП – более чем на 1 триллион долларов за год. По объему импорта КНР занимает 2-е место в мире (после США), активно сокращая разрыв с мировым лидером.

По большей части достигнутые успехи стали результатом проводимой Китаем политики «открытости». Эту политику, провозглашенную Дэн Сяопином, Китай начал осуществлять в 1978 году (после 90 лет политики «замкнутости») в связи с исчерпанием возможностей самостоятельного внутреннего роста своей национальной экономики. Народное хозяйство достаточно серьезно пострадало в результате проводившихся в стране политики «большого скачка» (1958-1960 гг.), в рамках которой уже до конца 1958 года все население Китая было объединено в 26 тыс. «народных коммун», которые рассматривались как главное звено экономического развития страны, политики «опоры на собственные силы», или фактически самоизоляции, (с 1961 г.) и политики «культурной революции» (1966-1976 гг.).

Прямые потери народного хозяйства за годы так называемого «большого скачка» превысили 100 млрд. юаней. За десятилетие «культурной революции», вызвавшей кризис в народном хозяйстве, дезорганизовавшей партийный, государственный и административно-хозяйственный аппарат, задержавший почти на два десятилетия социально-экономическое развитие страны. Число пострадавших в годы «культурной революции» составило около 100 млн. человек, и она обошлась Китаю в 500 миллиардов юаней. Таким образом, к моменту ее окончания Китай оставался одной из беднейших стран мира, разрыв между Китаем и развитыми странами не сократился, жизненный уровень особенно сельского населения в течение длительного времен и не повышался, а народное хозяйство оказалось буквально на грани краха. Все это стало причиной перехода к реформе.

Основная цель политики открытости КНР заключалась не в том, чтобы, собственно, открыть миру внутренний рынок или национальную экономику в целом. Она была нацелена на то, чтобы использовать глобальные возможности для осуществления целого ряда внутренних реформ в Китае, среди которых – устранение экономических и социальных диспропорций между городом и деревней, между провинциями, отраслями национальной экономики и т.д. Сформулированная в общем виде цель превращения Китая в могучую и процветающую державу была раскрыта в программе «четырех модернизаций» – промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники. Осуществление программы разбито на 3 этапа, которые охватывают период до середины XXI века. Суть преобразований – коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер.

Политика открытости призвана была обеспечить финансирование всех этих реформ, прежде всего за счет привлечения иностранных инвестиций и получения валютной выручки. Она была нацелена на то, чтобы обеспечить Китай и его экономику необходимыми научно-техническими, ресурсными, инновационными и другими «факторами роста», определенными импортными товарами, как правило, высокотехнологичными, которые Китай в то время еще не мог производить самостоятельно. Таким образом, главная идея политики открытости – укрепить национальную экономику, сбалансировать ее, получить отсутствовавшие в тот момент ресурсы и использовать внешние возможности для усиления страны в будущем, прежде всего – за счет ускорения темпов экономического роста, превышающего демографический рост.

Можно говорить о том, что Китаю в целом удалось достичь поставленных задач и экономика развивается достаточно стабильно и поступательно (таблица 1) – в начале 1980-х гг. на основе проведения экономических реформ развитие народного хозяйства приобрело динамичный характер.

Источник: ЮНКТАД

Китай вышел на 1-е место в мире по производству зерна, хлопка, мяса, риса, хлопчатобумажных тканей, угля, цемента. С 1992 года Китай удерживал 1-е место в мире по темпам экономического роста – в 1990-2001 гг. темп роста экономики Китая составлял 8-10% ежегодно. За 40 лет политики открытости Китай увеличил свою экономическую мощь почти в 70 раз, причем исторически наиболее высокий темп прироста ВВП в КНР имел место в 2017 году (14,23%), а в 2017 году он составил 6,86%. Это существенно выше среднемирового уровня – на протяжении всего периода. Однако с начала XXI китайское руководство приняло решение стремиться к сдерживанию ежегодных темпов роста ВВП в рамках 8-9% в год, в том числе – для предотвращения инфляции, что является важным вопросом для КНР.

Что касается структуры экономики Китая, которая также была объектом реформирования, то здесь можно отметить следующее. Если в 1977 году сельское хозяйство составляло 29,25% ВВП, промышленность – 46,8% (в том числе добывающая – 42,6%), а услуги – 23,9%, то в 2017 году ситуация складывалась следующим образом: сельское хозяйство – 8,36%; услуги – 50,4%, промышленность – 41,3%, в том числе добывающая – 34,4%. Созданы новые отрасли, такие как химическая, автомобильная, космическая. Таким образом, структура экономики Китая изменилась коренным образом, так же, как и структура населения: если в 1977 году лишь 17,5% населения проживали в городах, то в 2018 году – уже 59,15% населения составляли городские жители, так как именно в городах появилась возможность работать и зарабатывать.

Рост производства, в первую очередь промышленного, обеспечил Китаю лидирующую роль в мировой торговле. Экспорт по стоимости вырос более чем в 300 раз, импорт – почти в 300 раз. Еще в 1994 году было отменено директивное планирование экспортно-импортных операций, сократился перечень лицензируемых и квотируемых товаров, расширился круг предприятий и компаний, имеющих право внешнеэкономической деятельности. А после присоединения к ВТО средняя ставка импортного тарифа снизилась с 15,3% в 2001 году до 9,8% в 2017 году. Положительный баланс внешней торговли обеспечивает стране получение значительной валютной выручки. Таким образом, за 40 лет в Китае сформировалась многоуровневая диверсифицированная модель открытости.

Интересно, что, осуществляя все эти реформы, КНР не опирался ни на какие западные теории, во множестве предлагаемые либеральной экономической наукой. На сегодня официальной теорией экономического развития Китая является конфуцианство, то есть национальная теория, насчитывающая много столетий своего существования, близкая менталитету населения и соответствующая национальным особенностям. В своей экономической политике руководству удалось учесть ряд обстоятельств, характерных для стран Востока, в том числе и Китая, прежде всего традиции населения и его отношение к частной собственности, и эффективно использовать их для достижения поставленных задач в рамках «социалистического планового товарного хозяйства». Эта уникальная модель, не имеющая аналогов в мире, стала мощным инструментом социально-экономического и технико-технологического развития Китая.

Однако не следует думать, что проблемы и диспропорции в Китае отсутствуют. Это не так. Сохраняются дисбалансы в уровне развития города и деревни, различных провинций, практически отсутствует средний класс. Кроме того, в последнее время торговая война между Китаем и США представляет собой достаточно серьезную угрозу для Китай (как, впрочем, и для США). Однако политика открытости еще не реализована до конца, а ее возможности можно оценить как значительные.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 31, среднее: 4.58 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
40 лет политики

Поделитесь с друзьями: