InvestFuture

5 условий перекройки региональной карты

Прочитали: 35

В преддверии выборов также активизировались дискуссии по "территориальному" вопросу. Между тем, перекройке региональной карты должны сопутствовать пять обязательных условий. Парламентские дискуссии Из-за приближающихся парламентских выборов, очевидно, озвученное на днях спикером Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко заявление в поддержку укрупнения регионов породило активную дискуссию. Как аргументировала спикер Совфеда, есть объективно нежизнеспособные регионы, и в сегодняшних условиях политической и социальной стабильности настало время для перекройки региональной карты. Выяснить, какие субъекты РФ имела в виду г-жа Матвиенко, в пресс-службе СФ не удалось. Там воздержались от развития данной темы.

Но ее охотно развил первый зампред фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов. Как он уточнил, идея укрупнения регионов чревата рисками для территориальной целостности России. Неслучайно ее активно продвигали западные эксперты (вроде Збигнева Бжезинского), рассчитывая на последующий распад российского государства. Впрочем, в нынешних сложных макроэкономических условиях проблематика региональной перекройки не актуальна, считает депутат. Сегодня, подчеркнул он, люди гораздо больше озабочены, к примеру, вопросами снижения базовой ставки ЦБ и стабилизации экономической ситуации, в целом. При том, что осуществленные ранее объединительные проекты не привели к предполагаемым позитивным результатам, в частности по сокращению чиновничьего аппарата, пояснил "Вести.Экономика" Емельянов.

Напомним, после предпринятой в 2003-2088 гг. серии объединений автономных округов с соседними регионами общее число субъектов РФ уменьшилось с 89 до 83. В 2014 г. оно увеличилось до 85, за счет Крыма и Севастополя.

И далее вернуться к разговору на объединительную тему предположила первый зампред комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, представитель "Единой России" Валентина Пивненко, станет возможно лет через 10 - при улучшении общего состояния экономики и повышении уровня жизни населения, а также при оптимизации системы регионального управления и обеспечении надлежащей самостоятельности (в том числе финансовой) субъектов РФ.

Научные обоснования Для дальнейшего успешного развития системы федерализма в России необходимо изначально четко определить ключевые цели с комплексом сопутствующих их реализации условий, указал завсектором исследований региональной политики и местного самоуправления Института экономики РАН Евгений Бухвальд. Соответственно, добавил аналитик, при новом укрупнении регионов в первую очередь следует прояснить, для чего оно, собственно, затевается? К слову, ученые в данной сфере почти не были задействованы. Правда, лет десять назад проводились определенные исследования, но потом их свернули, сообщил Бухвальд.

Прежде чем инициировать подобные преобразования, разумеется, надо просчитать возможные позитивные и отрицательные последствия, взвесив все "за" и "против", согласился завсектором теоретико-методологических проблем угроз и рисков Института социально-политических исследований РАН Сергей Рогачев. Но и его институт в исследовании потенциальных угроз и рисков не участвовал. Как выяснилось, не привлекался к ним и Аналитический центр при правительстве РФ, также как и Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН не занимался анализом того, скажем, каким образом изменилось качество жизни в ранее объединенных регионах.

Такой анализ, рассказал замдиректора Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Евгений Плисецкий, был проведен в Таймырском муниципальном районе, после того как на основе состоявшихся в апреле 2005 г. референдумов в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах были объединены названные регионы. И как обнаружилось, вследствие передачи части полномочий количество чиновников здесь несколько сократилось. Но при этом в Таймырском муниципальном районе уменьшились и доходы, поскольку существенная доля поступлений, которая ранее оставалась в округе, теперь аккумулируется в бюджете края, констатировал Плисецкий.

Ситуация также осложняется тем, что закрепленный за бывшими автономными округами особый статус в составе укрупненных регионов пока законодательно не прописан, посетовали эксперты. По их словам, накопленный в этой сфере опыт также следует учесть при разработке стратегии дальнейшего развития региональной системы в РФ, которую, очевидно, нельзя свести к задаче уменьшения числа чиновников. Только при таком концептуальном комплексном подходе возможно будет аргументированно ответить на вопрос, сколько (и каких) регионов нужно в России? И не следует ли, допустим, уполовинить их число с оглядкой на США, где, при более чем вдвое большем населении, всего насчитывается 50 штатов с одним федеральным округом Колумбия? Или, быть может, разумнее взять за основу наработки российских ученых о возвращении к губернской форме административно-территориального деления, урезав количество субъектов РФ до 20-30?

В принципе, рассуждает Плисецкий, при комплексной подготовке и формировании благоприятных условий в перспективе было бы возможно кардинально сократить нынешнее число регионов, сгруппировав их в новые точки роста, которые поспособствовали бы как прорывному развитию экономики, так и укреплению российской государственности в целом.

Практические резоны Между тем, пока в столице рассуждают о высоких материях, жители Иркутской области и соседней Республики Бурятия увлеченно спорят о вероятных уровнях энерготарифов в случае вероятного объединения. И так как в области тарифы существенно ниже, то у варианта их уравнивания по нижней планке, конечно, больше сторонников, нежели у варианта усреднения, с учетом текущих показателей в республике. Однако актуальна ли вообще сейчас объединительная идея?

Главное, полагает зампред комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Народного Хурала Республики Бурятия Виктор Малышенко, спросить само население, чтобы оно высказало свою позицию по данному поводу на референдуме. А что до различных потенциальных угроз целостности России, то для их "нейтрализации" необходимо обеспечить достойную жизнь людей в рамках процветающего развитого государства.

Накануне, кстати, в Улан-Удэ было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между правительствами Иркутской области, Республики Бурятии и Забайкальского края. Документ предусматривает развитие туристических направлений, проведение турфестивалей и выставок, а также обмен детскими группами в Байкальском регионе.

Как отметил председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Заксобрания Иркутской области Борис Алексеев, Байкал объединяет упомянутые субъекты РФ. И для дальнейшего наращиванием экономического взаимодействия между ними было бы резонно разработать специальную программу, по примеру уже запущенной на Дальнем Востоке. В перспективе же, лет через 7-10, при успешном развитии общей и региональной экономики и активизации межрегиональной интеграции было бы реально также озадачиться сосредоточением нынешних субъектов РФ в более крупные и мощные объединения, оговорил Алексеев.

А что до опыта уже предпринятого укрупнения (соответствующий референдум в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе состоялся в апреле 2006 г.), то оно посодействовало развитию АПК в бывшем округе, где за последние годы также было построено свыше 60 объектов социально-культурной сферы, резюмировал глава комитета Заксобрания.

Так или иначе, очевидно, следующий этап объединительных процессов (в случае их продолжения) уже потребует концептуального оформления с анализом накопленного опыта и подготовкой научно-практического обоснования новых задач. Это условие представляется первоочередным. Вторым подразумевается обязательное обеспечение политической, экономической и социальной стабильности. Причем устойчивому росту экономики также должно поспособствовать развитие внутри- и межрегиональной инфраструктуры (в-третьих) при совершенствовании соответствующих систем управления (в-четвертых) и реализации интеграционных целевых программ (в-пятых).

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
5 условий перекройки

Поделитесь с друзьями: