Нефтяная промышленность США сейчас находится, мягко говоря, в ужасном положении: количество банкротств зашкаливает, повсюду массовые увольнения.
Единственное утешение, которое можно извлечь из всего этого, заключается в том, что ущерб, судя по всему, коснулся всей нефтедобывающей промышленности. Кризис обнажил проблемы данного сектора мирового рынка и позволил зафиксировать интересные данные.
Самый яркий пример того, как обвал цен на нефть ударил по нефтяной промышленности, - это ситуация на долговом рынке: вероятность дефолта по высокодоходным облигациям энергетических компаний подскочила почти до 20%, в то время как среднее значение по рынку составляет 3,5%.
Такая ситуация, как заявляют Олег Мелентьев и Даниэль Сорид из Deutsche Bank, является ошибкой.
Кредитные стратеги отследили последние два кредитных цикла за 2001 и 2008 гг. и представили показатели худших секторов, чтобы увидеть их влияние на общий показатель. Синие линии отражают общие значения, другие цвета показывают все еще высокие уровни дефолта в других секторах.
"Циклы дефолта никогда не находились в пределах одного сектора или в небольшой группы секторов. Да, циклы всегда зависят от различных негативных факторов, однако они всегда так или иначе влияли на другие сферы рынка", - заявили аналитики.
Есть основания полагать, что в этот раз все будет по-другому. С одной стороны, мы видим отскок цен на нефть, что может несколько смягчить проблемы энергетического сектора. С другой стороны, последние два кредитных цикла совпали с экономическим спадом, в то время большинство статданных США указывают на сохранение медленного и стабильного роста экономики.
И, наконец, спад в нефтяном секторе, как правило, поддерживает доходы потребителей благодаря экономии на низких ценах на газ и может в конце концов реально способствовать экономическому росту, в то время как проблемы в технологическом и финансовом секторах спровоцировали серьезные проблемы в экономике страны.
Однако проблема заключается в том, что в других секторах, наряду с энергетической отраслью, отмечен рост уровней дефолта. А это означает, что проблема уже вышла за пределы одной отрасли. Например, в секторе розничной торговли, в котором теоретически должен сохраняться позитивный тренд на фоне слабости нефтяного сектора, зафиксирован крайне высокий уровень дефолтов (второй по количеству после энергосектора).
Аналитики также приводят компании, специализирующиеся на инвестиционных товарах, в качестве еще одного примера несырьевого сектора, испытывающего рост уровня дефолтов.
Результатом всего этого является то, что особые обстоятельства могут вызвать спад в определенном секторе, так же как было в случае с жилищным пузырем в финансовом секторе в 2008 г. Это вовсе не означает , что последствия будут ограничены этой частью экономики. Экономические последствия могут отразиться и на других секторах.
Не обращать внимание на медленный рост дефолтов просто потому, что "это проблемы энергетической отрасли", недальновидно.