Одним из самых обсуждаемых событий последних недель в российской экономике стал так называемый "закон Яровой". Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Алексей Бобровский.
Напомню, что по факту это не закон, а целый пакет законов, предполагающий внесение поправок в Уголовный и Уголовно-Процессуальный кодексы, плюс еще 10 самостоятельных законов. Там речь о пожизненном заключении за международный терроризм, уголовная ответственность за терроризм с 14 лет и т. д., и т. п., но еще обязательство для операторов связи, месседжеров и соцсетей хранить и передавать куда следует, при необходимости, всю информацию о разговорах и переписке пользователей. Ну, передавать - еще ладно - понимаем, в какое время и в какой век живем, да и, скорее всего, о нас и так все знают, но вот как это все хранить, ахнули специалисты, и сколько это будет стоить?
Вот так эта тема и стала самой обсуждаемой в российской экономике… Авторы законов, наверное, и не думали о такой славе. Да что там говорить: я, как и авторы законов, не самый большой специалист в IT и телекомах, но ряд вопросов имею к обеим сторонам: и к законодателях, да и к бизнесу.
Вопросы к законодателям понятны: есть ли понимание у людей, которые пишут законы, как работает мировой опыт в этой области. Про терроризм понятно, я про хранение данных, про технические возможности современных мессенджеров, которые и так зашифровывают переписки, и там нечего хранить. Про то, во что обойдется модернизация оборудования сотникам? Общались ли депутаты и сенаторы - авторы данных законов с представителями бизнеса? И к чему такая спешка вообще, как круто они успели это все принять в последнюю сессию перед каникулами?!
Я понимаю, что люди, не имеющие бизнеса, о его интересах думать не обучены в принципе. Но ждать, когда бизнес сам придет и укажет на недочеты в законотворчестве… какая-то кривая логика.
Но есть еще пара вопросов и к бизнесу. Почему по умолчанию эта история означает рост стоимости, например, сотовой связи? Если я ничего не путаю, то у трех крупнейших операторов сотовой связи чистая прибыть за 2015 год - 130 млрд рублей на троих. У МТС и "МегаФона" рентабельность бизнеса выше 40%, у МТС и "ВымпелКома" ARPU - средняя выручка в расчет на одного абонента - больше $5, что лучше, чем у таких компаний, как Facebook и Zynga. Как бы грех жаловаться на бедность и сложности.
Главный вопрос: почему за национальную безопасность должен платить абонент? Если государство считает, что в этом сегменте она - безопасность - недостаточна, с чем я согласен, но не просил, то почему автоматически это переложили на меня, т. е. на клиента, а не на неплохо зарабатывающие на нас компании?
Успокаивает одно: бизнес телекомов в России при всех своих странностях все-таки один из самых открытых. Обязательно найдется тот, кто при тотальном повышении цен, демпинганет, желая побороться за клиента.