На нынешней неделе на мировые финансовые рынки обрушилась очередная волна распродаж. Уже третья по счету после референдума в Британии. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Григорий Бегларян.
По сути, британский Brexit можно считать только поводом к бегству от рисков, поскольку постепенное нарастание инвестиционного пессимизма наблюдалось еще до того, как стало известно, что Британия готовится покинуть Евросоюз.
Доминирующим фактором, который усиливал негативные настроения среди инвесторов, безусловно, явилась политика американского Федрезерва, после того как регулятор США поверил в силу национальной экономики и решился свернуть основные денежные стимулы. Однако, по иронии судьбы, смелость ФРС проявилась в тот момент, когда уже стали исчезать эффекты от прошлых монетарных стимулов и стали проявляться очевидные проблемы не только в мировой, но и в американской экономике.
Именно по этой причине мы увидели ажиотажный спрос на так называемые защитные финансовые инструменты - государственные долговые бумаги, а по факту Brexit этот спрос стал просто ошеломляющим.
Таким образом, инвесторы демонстрируют все больше растущий скептицизм в отношении перспектив мировой экономики, справедливо полагая, что без возобновления денежных стимулов со стороны ФРС возникнет угроза очень серьезного экономического спада в США.
С учетом вылезающих наружу болячек в виде китайских проблем и риска внушительной девальвации юаня, новой спекулятивной атаки на банковскую систему еврозоны, которая проявляется в обвальном падении цен на акции итальянских банков и разговорах о крахе немецкого Deutsche Bank, и наконец принимая во внимание злополучный Brexit, вполне может реализоваться сценарий, когда спад экономики США перерастет в нечто большее - рецессию, а в таком случае в зону риска попадет уже и финансовый сектор Америки.
Подобный вариант развития событий вполне может стать реальностью, если Федеральный резерв США будет продолжать верить в устойчивость местной экономики в условиях возрастающей нестабильности в мире и по-прежнему настаивать на необходимости дальнейшего ужесточения денежной политики вместо дополнительных монетарных стимулов.
В настоящее время, несмотря на усилия других регуляторов, начиная от Банка Англии, Европейского ЦБ, Банка Японии и завершая Народным банком Китая, так и не удается переломить настроения финансовых рынков.
Упомянутые центробанки способны лишь на время стабилизировать рынки за счет обещаний новых стимулов, но после затишья начинаются очередные распродажи с еще большей силой. Слабая отдача от действий регуляторов вполне объяснима. Инвесторы видят, что американский ФРС занимает выжидательную позицию и, более того, все еще не готов отказаться от желания повысить процентные ставки при удобном случае. При этом инвесторы видят и иную тенденцию, которая наблюдается на мировом рынке долга, где цены на долговые бумаги того же американского правительства продолжают бить все рекорды.
Иными словами, столь высокие цены на бумаги американского казначейства показывают почти полную уверенность крупных рыночных игроков в том, что ФРС сильно ошибается в своих расчетах и экономических прогнозах.
В такой ситуации угрозой номер один становится сценарий, когда Федрезерв окончательно лишится доверия инвесторов, если будет бездействовать в условиях текущей нестабильности финансовых рынков, выжидая до того момента, когда либо все утрясется само собой либо надеясь на своих европейских и азиатских коллег.