Единая Европа во всей красе: Германия обвиняет Италию, и наоборот. Обе страны заранее пытаются выяснить, кто виноват в потенциальном банковском кризисе. В Италии – 360 млрд евро "плохих" кредитов, в Германии – десятки триллионов опасных деривативов. Кто ошибется первым и на чьи деньги спасать банки?
После Брекзита по ЕС пошли геополитические трещины, и, конечно, это не могло не сказаться на финансовой сфере. Ключевые фигуры начинают терять терпение, и уже звучат взаимные обвинения. Старший экономист Deutsche Bank заявил о том, что банковская система Европы срочно нуждается в рекапитализации, причем самое слабое звено – это итальянские банки. Премьер-министр Италии не стал медлить с ответом.
Маттео Ренци признал, что в финансовом секторе страны действительно есть проблемы, но "в сто раз большую проблему для еврозоны в целом представляют некоторые крупные банки, перегруженные деривативами". Господин Ренци, конечно же, имел в виду сам Deutsche Bank, производные инструменты на балансе которого оцениваются в десятки триллионов евро.
За этими спорами на высоком уровне кроется серьезная дилемма: проблемные кредиты в банковской системе Италии оцениваются в 360 млрд евро, и доля невозвратных продолжает расти. Старший экономист крупнейшего банка Германии считает, что 150 млрд евро хватит на спасение финансовых институтов всего Евросоюза. Герр Фолькертс-Ландау еще и называет эту внушительную сумму скромной, ссылаясь на американский бэйл-аут: в Штатах спасение банков почти 10 лет назад обошлось в $475 млрд, то есть в 3 раза дороже.
Проблема в том, что Италия хочет выручить банки по старым правилам - использовав деньги налогоплательщиков. А в ЕС уже действуют новые, запрещающие как раз это. Ренци настаивает на временных поблажках, министр финансов Франции также считает, что Италию следует всячески поддержать. На защиту жестких правил встал Йерун Дейсселблум. Глава Еврогруппы говорит о том, что рекапитализации банков на деньги налогоплательщиков допускать нельзя – нигде в Европе. Ангела Меркель и Вольфганг Шойбле пока что молчат.
Пока идут прения на высшем уровне, котировки крупнейших банков начинают постепенно отрастать, причем как в Германии, так и в Италии. Эксперты считают, что канцлеру и германскому министру финансов придется нарушить молчание, пойти на некоторые уступки и спасти банки. Ведь речь теперь идет не о Греции и Кипре, а о самой Германии.
Властям ЕС теперь приходится взвешивать каждое решение: недаром только Дейсселблум занял вполне конкретную позицию по банкам. В нынешних реалиях у спасения финансового сектора на деньги налогоплательщиков могут быть самые серьезные последствия. Например, взять Италию: разгневанным гражданам, лишившимся сбережений, ничто не помешает потребовать от властей провести референдум о выходе из ЕС. Тем более что пример уже есть – через Ла-Манш.