Чуть больше года назад, когда у Венесуэлы закончились деньги, власти решили заключить своп-соглашение с Citigroup, конвертировав часть золотых запасов в деньги. И теперь это золото, видимо, Венесуэла потеряет.
Временный обмен золота на деньги в размере $1 млрд проходил через Citibank. В тот момент у Венесуэлы не было денег, для того чтобы расплатиться по долгам, поэтому было принято решение продавать золотые резервы, размер которых оценивался в $12 млрд.
Но продать золотые слитки, в которых как раз хранятся золотые резервы Венесуэлы, весьма сложно, поэтому было заключено соглашение о золотых свопах. Грубо говоря, Венесуэла получила деньги под залог металла.
Кстати, большую часть этого золота Уго Чавес долго и старательно возвращал из Европы. С 25 ноября 2011 г. до 30 января 2012 г. Венесуэла репатриировала порядка 160 тонн золота.
Всего Citibank получил 1,4 млн тройских унций золота. Венесуэла должна также платить проценты за пользование деньгами, при этом бывший глава ЦБ Венесуэлы Хосе Герра уверял, что регулятор, скорее всего, сможет сохранить золото как часть своих валютных резервов.
На бумаге все звучало неплохо, но фактически физическое золото было передано в хранилище по выбору Citi, и этот актив полностью контролируется банком.
Ситуация в Венесуэле за год стала значительно хуже. Экономический кризис, спровоцированный низкими ценами на нефть, вошел в свою терминальную стадию. Инфляция в стране выражается уже в виде трехзначных цифр, существует огромный дефицит продуктов питания и лекарств, за которыми граждане вынуждены ходить в соседнюю Колумбию. Происходят постоянные отключения воды, электричества, а также акции протеста, которые обычно разгоняются правоохранительными органами.
Естественно, многие компании уходят из страны. Не стал исключением завод Kimberly-Clark - американский гигант по производству продуктов питания, – который объявил о завершении операций в Венесуэле после нескольких лет "борьбы с растущей инфляцией и нехваткой твердой валюты и сырья".
Власти Венесуэлы сразу же объявили о намерении захватить завод, и в этот же день президент Николас Мадуро сообщил о том, что Citibank закрывает счета банков Венесуэлы.
"Citibank без предупреждения говорит, что через 30 дней он закроет счета Центробанка и Банка Венесуэлы", — сказал Мадуро, добавив, что правительство использовало счета в этом банке для операций в США и по всему миру.
"Вы думаете, они собираются нас остановить с помощью финансовой блокады? Нет, господа! Никто не остановит Венесуэлу", — заявил президент.
Впрочем, он не стал уточнять, что среди закрытых счетов будет по крайней мере один, открывающий доступ к золоту страны. Драгоценный металл на $1 млрд может быть использован в качестве заложника, чтобы сделать правительство Венесуэлы более сговорчивым, но с большей вероятностью это золото теперь достанется Citi.
И если только у Citibank хранится золота Венесуэлы на $1 млрд, то какие объемы у других банков, например у Deutsche Bank, с которым было заключено аналогичное соглашение. Полноценная финансовая блокада будет означать потерю доступа ко всем счетам крупных банков, и вряд ли крупнейшие банки Европы останутся в стороне.