Энергетический сектор США в последние недели сжег рекордное количество природного газа. Падение запасов газа в последнюю неделю оказалось неожиданным, но в результате это может оказать некоторую поддержку нефти.
За неделю, закончившуюся 3 августа, запасы газа упали на 6 млрд куб. футов. Это первое падение летом с 2006 г., а спотовые цены выросли после выхода данных, хотя и быстро вернулись в норму.
Модель потребления газа характеризуется сильной сезонностью. Она заметно сильнее, чем у нефти. Спрос растет зимой из-за потребности в отоплении, а затем падает весной и осенью. При этом запасы с марта-апреля по октябрь-ноябрь обычно всегда растут.
Так что падение запасов этим летом после рекордного роста в конце прошлой зимы оказалось неожиданным. По данным EIA, это является результатом двух факторов: рост потребления со стороны электростанций и снижение добычи.
США все еще находятся в процессе трансформации своей экономики, которая должна перейти от потребления угля к природному газу и возобновляемым источникам. Но это займет очень много лет, хотя последствия видны уже сейчас.
Компании активно строят газовые электростанции в последнее десятилетие, а значит нужно больше газа для выработки электроэнергии.
21 июля США сожгли 40,9 млрд куб. футов газа, что стало рекордом. Но уже в июле показатель превышал 40 млрд куб. футов трижды из-за жаркой погоды. Среднее потребление также заметно выросло.
Ранее аналитики ожидали, что чрезмерные запасы будут сдерживать цены на газ в течение многих лет, но это, похоже, не сбудется.
Помимо роста потребления стоит отметить падение добычи газа. Показатель снижается уже несколько лет на фоне роста запасов, а цены ниже $3 за млн британских термических единиц невыгодны для буровиков в США. Эти цены держатся с начала 2015 г., так что многие компании работают в убыток или просто закрывают добычу.
Кроме того, из-за обвала нефтяных цен добыча газа также упала. Достаточно большой объем природного газа добывается вместе с нефтью. Снижение добычи и закрытие буровых установок привели к тому, что в этом сегменте показатели добычи упали очень сильно.
При этом падение стоимости газа также вредит добыче нефти. Грубо говоря, раньше бурильщики могли покрывать убытки по нефти за счет продажи газа, но сейчас работать просто невыгодно.
Если же тенденция к падению запасов газа сохранится, цены постепенно будут расти. В конечном итоге это должно благоприятно отразиться и на стоимости нефти, если газ подорожает достаточно сильно. Кроме того, видя рост спроса на энергоносители, инвесторы могут вкладываться в широкий спектр активов сектора.
С другой стороны, все это носит циклический характер. Первая просадка запасов летом просто означает, что рынок природного газа сильнее, чем многие аналитики предполагали несколько месяцев назад.
Дальнейшее падение производства и рост спроса могут привести к более сильному падению запасов уже этой зимой. Но этот эффект будет толкать цены вверх, что может привести к повторному чрезмерному бурению.
При этом многое будет зависеть от рынка нефти. Рост нефтяных цен также сделает новое бурение привлекательным, а это означает и рост добычи газа.