Противостояние Deutsche Bank и ЕЦБ продолжается. Стороны обвиняют друг друга в проблемах, а сейчас глава крупнейшего банка Европы Джон Крайан заявил, что клиентов банка ожидают фатальные последствия из-за вмешательства ЕЦБ.
Deutsche Bank чиновники ЕЦБ обвиняют в том, что он накопил слишком большой объем необеспеченных производных, и это означает риски дестабилизации всего финансового сектора Европы.
В банке же настаивают, что во всем виновата денежно-кредитная политика регулятора. Тем не менее рынок жестко реагирует на все проблемы, а акции Deutsche Bank уже достигли своего исторического минимума.
В результате Deutsche Bank не только должен бороться со своими внутренними проблемами, но и делать вид, что все хорошо. И это получается не очень хорошо, так как Deutsche Bank постоянно сравнивают с печально известным Lehman.
По мнению Джона Крайана, непоколебимая приверженность ЕЦБ к низким процентным ставкам идет вразрез с целями по укреплению экономики и намерениями сделать европейскую банковскую систему безопасности. По мнению главы Deutsche Bank, компании не ищут возможность взять кредит, они просто отказываются от инвестиций, учитывая неопределенность.
Он предупредил, что если Deutsche Bank постигнет крах, то сбережения и пенсионные планы ждут фатальные последствия.
"Политика ЕЦБ уничтожает маржу европейских банков, переживающих не лучшие времена, это делает для страховщиков трудным поиск выгодных инвестиций и опасно искажает цены на финансовых рынках", - заявил Крайан и добавил, что никаких долгожданных преимуществ от политики ЕЦБ рынок не увидел до сих пор.
По мнению CEO Deutsche Bank, было неприемлемым, когда финансовые регуляторы потребовали от банков увеличить свои подушки безопасности, а затем наложили на эти дополнительные резервы штрафные процентные ставки.
Многие согласны с позицией банка, так как ожидавшегося общеевропейского инвестиционного подъема не произошло, а проблемные страны еврозоны так и не реализовали структурные реформы.
Грубо говоря, ЕЦБ выделял чудовищные суммы средств на стимулирование, но это все помогло не очень сильно.
С другой стороны, Крайан признает, что вмешательство ЕЦБ позволило избежать краха по всей Европе, хотя это и потребовало экстремальных затрат и введения отрицательных ставок. Именно поэтому настало время для изменения направления политики ЕЦБ.
Сейчас банки пытаются сохранить доверие инвесторов, поэтому побочные эффекты политики ЕЦБ вызывают особенные неприятности. Чистый процентный доход – это наиболее важная опора доходов банков в еврозоне, и этот показатель с 2009 г. снизился на 7%.
Действия ЕЦБ вызывают полностью противоположный эффект ожиданиям. Сейчас люди просто должны тратить меньше, а не больше, чтобы иметь возможность экономить и обеспечить свои пенсии. При этом санкций против банков требуют, чтобы они обуздали кредитование, а страховые компании и пенсионные фонды вынуждены принимать на себя все больше рисков, чтобы обеспечить хоть какую-нибудь приемлемую доходность своим инвестициям.
Учитывая, что многие суверенные облигации, в том числе 10-летние бонды Германии, являющиеся основой портфелей многих страховщиков, показывают отрицательную доходность, будущим пенсионерам придется затянуть пояса.
Частные инвесторы сталкиваются с той же проблемой. Если они не хотят принимать на себя более высокие риски, например путем инвестирования в акции, то они должны сохранять значительно больше, чтобы обеспечить себе пенсию.
Бенефициаров политики ЕЦБ не так уж много. Только 9 млн немцев владеют собственными акциями, то есть чуть больше 10% населения. Риск заключается в том, что деньги просто лежат на банковских счетах, не зарабатывая проценты. Доля сбережений в Германии в 2015 г. составила 9,7%, а в I квартале показатель вырос в годовом выражении еще на 0,2 процентного пункта. Люди готовы хранить деньги в банках, но если эти деньги не будут приносить доход, то можно ждать массового оттока депозитов.
Контекст слов главы Deutsche Bank вполне ясен, предупреждение для вкладчиков и клиентов прозвучало отчетливо, и теперь по крайней мере люди будут знать, что им угрожает.