InvestFuture

ВЭБ: каждый моногород получит рецепт спасения

Прочитали: 581

Череповец покидает список моногоров. Первых шагах по реализации комплексной программы спасения моногородов рассказала в интервью Ирина Макиева, заместитель председателя Внешэкономбанка, руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

- Какие изменения произошли в г. Череповце? Почему город скоро покинет ряды моногородов?

- Да, это очень позитивное событие для г. Черепопец. Мы были в поездке, и буквально в пятницу только вернулись из Вологодской области, так что я могу рассказать, что мы там видели, и почему есть предпосылки выходу из списка. Череповец - это первый моногород, который покинет список, который избавится от приставки моно.

- Какие шаги предприняли в городе, что для этого было сделано? Какие есть положительные изменения? Может быть полученный опыт следует применить и в других моногородах?

- Я с удовольствием расскажу про Череповец, тем более, что мы провели там 2 дня - четверг и пятницу, посетили предприятия, которые сейчас бурно развиваются. Были на строящемся предприятии ФосАгро.

Я думаю, что с запуском именно этого предприятия, город Череповец потеряет приставку «моно». Работа по выведению Череповца из списка моногородов началась в 2009-ом году, когда произошли массовые сокращения персонала на Северстали. Тогда команда мэра и губернатора приняли решение сделать все возможное для того, чтобы в Череповце стабилизировать ситуацию. Это первое. Второе, сделать этот город независимым от одного предприятия. Работа продолжалась несколько лет, я думаю, что она подходит к концу, для того, чтобы на этот город почувствовал действительно на себе вот эти мощные изменения. Мы полагаем, что в 2017-ом году, либо в начале 18-ого город Череповец выйдет не только из списка моногородов со сложной ситуацией, а совсем покинет этот список.

- Город – это еще и сфера услуг, не только одно, два, но пусть даже три крупных предприятия, это еще и определенная инфраструктура, которой они обрастают. Создается ли это, и что для этого потребовалось?

- Если говорить на примере Череповца, давайте тогда разберем на его примере. Мы посетили индустриальный парк, где в настоящее время идет строительство инженерной инфраструктуры. И первые резиденты на этот индустриальный парк зайдут в середине следующего года. Мы считаем, что первые постоянные рабочие места появятся летом - осенью 2017 года. Это не единственный пром-парк на этой территории. Там развивается несколько территорий. Промышленные парки это действительно яркие объекты расположенные в разных уголках Череповца стартуют одномоментно. В парках расположатся как раз представители малого, среднего бизнеса и не такой крупный бизнес, как ФосАгро.

Если говорить про сферу услуг, то в основном много рабочих мест быстро создает малый бизнес и индивидуальное предпринимательство. Уместно сказать о том, что шаги по благоустройству, которые мы должны пройти со всеми моногородами, реализует эти шаги, как раз малый бизнес и он будет активно разворачивать свою работу.

- Череповец – это хороший пример того как город достиг такого прогресса, но это один из 319 моногородов. Что делать с остальными, насколько там применимы подобные схемы?

- Каждый город – это своя уникальная история. У каждого города свой рецепт. Мы пытались в начале своей работы разложить эти города на разные категории, разные списки, крупные, мелкие, к которым можно было бы применить несколько моделей управления.

Действительно удалось разработать несколько моделей управления или моделей диверсификации. Я сейчас про них хотела бы рассказать. Тем не менее каждый город – по своему очень индивидуален, который что-то может на себе применить, но полностью взять рецепт – невозможно. Полностью его использовать, это не означает, что ты выздоровел. Первый рецепт - как сделал Череповец, это создание крупного предприятия, которое на себя возьмет основной отток высвобождающихся рабочих рук. Существуют определенные особенности, на пример высвобождаются металлурги, а нужны химики. Потребуется переобучение людей с одной специальности на другую. Создание крупного альтернативного предприятия, это тоже выход.

Второй метод работает, когда не возможно на территорию привлечь, пригласить, вовлечь, как угодно можно сказать, заманить крупного инвестора, и тогда делается ставка на средний бизнес. Многие города идут по этому пути, приглашают к себе двух-трех, пять инвесторов абсолютно в разных отраслях. Это замечательный сюжет, который городу дает не один шанс выхода из диверсификации, появляется много разных отраслей, это вообще идеальный случай.

Некоторые города идут по пути поддержки градообразующего предприятия, но это путь в никуда. Если только это градообразующее предприятие, даже если оно выходит на создание новых линеек или новых продуктов, новой линейки продуктов, но если на внешнем рынке или на внутреннем рынке конъюнктура в отношении этого предприятия, этой отрасли складывается неблагополучно, то тогда это предприятие начинает проседать. Такой отрицательный опыт есть в ряде городов. Поэтому мы ориентируем города на создание и вовлечение новых бизнесов, которые не связаны с градообразующим предприятием.

В некоторых городах совсем бизнес не идет, это города небольшие, и тогда малый бизнес является основным двигателем прогресса. Есть города, где заканчиваются полезные ископаемые, необходимо создавать условия для переезда молодежи в другие регионы. Можно предположить, что спустя како-то время эти города наверно исчезнут с карты. Такое тоже возможно.

- Как вы можете количественно охарактеризовать потенциал развития или увядания моногородов? Сколько городов могут успешно развиваться может быть, даже по примеру Череповца и сколько городов между этими случаями?

- Очень сложно давать прогноз. Мы не понимаем, что будет через год, какая отрасль будет на подъеме, какая отрасль будет стагнировать.

В зависимости от этого города могут перемещаться в разные категории. Мы разделили города по принципу светофора, где плохо, где средне, где хорошо. Город со стабильными показателями, но эта отрасль сейчас находится на подъеме, через год город, имея ровно такие же опасения, он может переместиться в желтую либо красную зону. Независимо от того, какие отрасли сейчас находятся в более благоприятном состоянии, работа с 319 городами, со всеми моногородами, она идет, не останавливаясь.

- Тему моногородов затрагивал президент в Послании Федеральному Собранию. Он сказал, что в следующем 2017-ом году будет направлено 20 млрд. рублей регионам на программы благоустройства. Как на эти средства будут претендовать моногорода? Как это будет осуществляться?

- Субсидии будут выделяться субъектам РФ. Внутри региона будут поощряться те территории, те города, которые покажут наиболее интересные проекты развития. Мы ориентируем все 319 городов на создание программ по благоустройству. Более того, в нашей комплексной программе «Комплексное развитие моногородов», будет 319 веток, то есть 319 городов должны разработать свои программы. Обязательным элементом станет раздел по благоустройству. Поэтому мы надеемся, что как минимум половина из этих городов смогут претендовать на деньги Минстроя через субъект РФ.

- Какая в этом отношении будет проделана работа? Как вы будете работать с моногородами для того, чтобы они грамотно планировали собственное развитие в части городского пространства?

- До 15 декабря во все моногорода будет направлена методическая рекомендация по пяти шагам благоустройства. Концепция разработана. Я думаю, что 15 декабря мы доведем концепцию до каждого мэра и до каждого губернатора.

В это же время мы направим проект паспорта комплексной программы развития моногорода N для того, чтобы мэр со своими командами в ближайшее время заполнили этот паспорт. Тогда мы будем понимать, какие мероприятия по здравоохранению, по образованию, по ЖКХ, по городской среде, по малому бизнесу, по дорогам, по экспорту, по инвестициям, по инфраструктурным мероприятиям, что мы вместе можем сделать в этом городе для того, чтобы ситуацию изменить. От компетенции команд, которые будут готовить эти паспорта, будет зависеть многое, чтобы мы могли вместе сконцентрировать управленческие и финансовые ресурсы, чтобы этому моногороду помочь.

- Все ли способны предложить подобного рода программу развития города?

- Ничего сложного в этом нет. Для мэров и их команд это не будет новостью. Мы работали без перерыва 7 лет. Я думаю, что каждый город, и каждая команда мэра в состоянии это сделать.

- Какие результаты деятельности намерены получить, и в какие сроки?

- Нам поставлена задача, к 2018 году создать 230 тысяч новых рабочих мест, которые не связаны с градообразующим предприятием. Это первая задача, которая нам поставлена президентом.

Во-вторых, в эти города привлечь не менее, чем 170 млрд. рублей новых инвестиций.

В-третьих, реализовать во всех 319 городах программу 5 шагов по благоустройству, о которых мы с вами говорили.

В-четвертых, мы должны из списка 319-ти 18 городов вывести из этого списка, превратив их в города со здоровой экономикой.

Такие задачи поставлены, соответственно мы каскадируем эти задачи вниз, на мэров, и потом от мэров мы будем получать информацию, какие они берут на себя, амбициозные либо не амбициозные задачи они ставят перед собой.

- Сроки?

- Мы разошлем документы 15 декабря. До конца года нам должны отправить 5 объектов по 5-ти шагам, и до февраля месяца разработать первый драфт и паспорта программы. Соответственно в Москве дистанционно с командами мэров доработаем полученные паспорта путем проведения видео-конференций, будем выезжать на места. За некоторые города, я не скажу, что мы будем делать за них, но мы действительно будем это делать вместе. Наиболее активные команды и мэры городов попадут в первую волну, и станут первыми претендентами на поддержку федерального центра.

- Каким образом принимаются решения по развитию?

- У нас есть некоммерческая организация «Фонд развития моногородов», это дочерняя организация Внешэкономбанка. За каждым городом будет закреплен линейный менеджер. У нас 32 линейника должны быть укомплектованы, сейчас их 18. За каждым линейным менеджером будет закреплено 10 городов. Этот человек будет нести персональную ответственность за подготовку паспортов вместе с командами мэров.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
ВЭБ: каждый моногород

Поделитесь с друзьями: