Нефтяные супертанкеры готовятся к худшему году с 2013 г., поскольку глобальный избыток нефти будет сокращаться на фоне сделки ОПЕК, а это значит, что их востребованность будет снижаться.
Крупнейшие перевозчики сырой нефти в мире, способные за один рейс перемещать около 2 млн баррелей, будут зарабатывать в среднем $25 тыс. в день согласно среднему прогнозу аналитиков, опрошенных Bloomberg.
Это примерно на 12% ниже, чем они прогнозировали, до того как Организация стран-экспортеров нефти приняла решение 30 ноября о сокращении добычи. При этом, если говорить терминами этого рынка перевозки нефти, объем сокращения таков, что этой бы нефти хватило, чтобы заполнять по 4 таких танкера в неделю.
Аналитики говорят, что подобное сокращение рынка приведет его обратно в 2013 г. Ставки фрахта будут снижаться, потому что цены на нефть вырастут, а значит спрос упадет, то есть услуги танкеров будут нужны не так сильно.
Сокращение добычи начнется в январе следующего года и продлится как минимум шесть месяцев. Само по себе соглашение делает нефть более дорогой для многих потребителей, включая американских автомобилистов, индийские нефтеперерабатывающие заводы, авиакомпании и грузоотправителей.
Еще до того, как стало известно о соглашении ОПЕК, стоимость многих акций компаний-перевозчиков нефти начала снижаться. Euronav NV, DHT Holdings Inc. и Frontline Ltd. пострадали от действий ОПЕК, а уже на следующий день после решения по некоторым бумагам аналитики выставили рекомендацию "продавать".
При этом многие из данных компаний улучшили свои балансы, сделав безубыточным стоимость фрахта даже на уровне $20 тыс. в сутки и ниже. Но рынку этого мало, так как прибыль совершенно точно будет снижаться.
В 2015 г., когда мир был в состоянии нефтяного спада из-за перенасыщения, супертанкеры зарабатывали в среднем $64,846 тыс. Сейчас показатель упал до $40,281 в день. Впрочем, даже $20 тыс. в сутки – это неплохая цена, ведь в 2013 г., когда стоимость нефти превышала $110 за бочку, они зарабатывали $18,621.
Поскольку ОПЕК сокращает добычу на 1,2 млн баррелей, а Россия и другие страны планируют снизить показатель еще на 600 тыс., у перевозчиков надежда только США, но американские сланцевые компании вряд ли смогут заполнить пробел почти в 2 млн баррелей в сутки, поэтому общий объем транспортируемой нефти неизбежно упадет.
Из-за географических особенностей сокращение добычи в рамках ОПЕК затронет в первую очередь ближневосточные сорта нефти. Это на самом деле может стимулировать спрос на некоторые танкеры, если азиатские покупатели будут покупать больше сырой нефти Западной Африки.
При этом некоторые аналитики отмечают, что в любом случае ожидалось некоторое охлаждение рынка, а потеря объемов может компенсироваться увеличением протяженности маршрутов.