Катализатором бешеного ралли рынка после президентских выборов была надежда, что Трамп использует фискальные стимулы, которые подстегнут разгон инфляции и рост рискованных активов. Рынок был настолько одержим этой надеждой, что до сих пор игнорирует все предупреждающие знаки.
Между тем, реформы Трампа могут привести к увеличению государственного долга на $5 трлн. Если сравнить план бюджета, предлагаемого Трампом и принятый план бюджета палаты представителей США, обнаруживается дыра в $12 трлн в случае реализации плана Трампа "Сделать Америку снова великой", который должен быть реализован в ближайшие 10 лет.
Излишне говорить, что рынок это не волнует. И пока он пребывает в блаженном неведении относительно возможных последствий планов Трампа, республиканцы уже начинают их осознавать. И республиканские законодатели уже предупредили, что реформам Трампа может помешать серьезное препятствие: национальный долг.
"Я был разочарован тем, что об этом никак не упоминалось во время его кампании. Я крайне обеспокоен этим. Это самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся", - отметил сенатор от штата Аризона Джефф Флейк, рассуждая о дефиците и госдолге США.
"Мы ничего не слышали о реформе пособий ни от одного из кандидатов. И это серьезная проблема. Нельзя решить проблему роста расходов без решения проблемы пособий", - отметил Майкл Сарджент, научный сотрудник The Heritage Foundation.
Осложняет проблему ожидаемый рост ставки ФРС, который может задержать рост инфляции, что приведет к увеличению стоимости долга страны. Флейк отметил в сентябре, что после каждого повышения процентных ставок правительство будет вынуждено тратить дополнительные $50 млрд в год на обслуживание долга.
Темпы роста госдолга США при президенте Трампе В конечном счете проблема в отношении долга США является не столько проблемой Трампа, сколько республиканцев, которые поддержали его. Республиканцы в конгрессе подвергали нападкам президента Обаму в начале его пребывания в должности из-за резкого роста дефицита федерального бюджета, который превысил $1 трлн в течение первых четырех лет президентства Обамы. В результате лидеры Республиканской партии, взяв обратно контроль над палатой в 2010 г., основное внимание уделили именно проблеме сокращения госдолга.
"Это проблема, и она останется проблемой. Не забывайте, что при Обаме долг вырос вдвое и если процентные ставки оставались бы на своих исторических нормах, дефицит оказался бы на $612 млрд больше", - отметил бывший сенатор Фил Грамм.
Однако это мало заботит рынок. Сейчас все может измениться после отчета Bloomberg, из которого становится понятно, что республиканцы во главе с Митчем Макконнеллом "обливают холодной водой идеи по фискальному стимулированию, предоставляя расклад ситуации по налогам и расходам, который может стеснить амбиции Трампа".
Трамп призывает провести самые большие сокращения налогов с 1980 г. на фоне недавних осторожных выступлений Митча Макконнелла, который считает нынешний уровень долга США "опасным" и добавляет, что любое сокращение налогов не должно привести к росту дефицита бюджета.
Иными словами, рассказ рынка о том, что Трамп будет президентом, который сможет продолжить, казалось бы, "либеральную" экономическую программу, которая приведет к росту долга еще на несколько триллионов долларов, стал грубым призывом к пробуждению.
"Этот уровень госдолга опасный и неприемлемый. Мне кажется, что если говорить о вопросах налоговой реформы, то она должна проводиться без влияния на доходы", - отметил Макконнелл.
Однако остается одна проблема, если дело доходит до цен на рискованные активы: на них также не оказывается влияние.
Bloomberg считает, что комитет, ответственный за федеральный бюджет США, прогнозирует, что планы Трампа приведут к увеличению долга на $5,3 трлн в течение десяти лет с дефицитом более $600 млрд в год.
Если Трамп реализует задуманные планы, "дефицит будет намного выше, чем ожидалось, по крайней мере в краткосрочной перспективе", заявил политический обозреватель Стэн Коллендер. Он может расти на $1 трлн в год в течение четырех лет.
"Надеюсь, мы сумеем этого избежать, и я уверен, что так и будет, если мы используем стимулирование в триллион долларов. Вернемся в 2009 год. Мы позаимствовали $1 трлн, и никто не мог прогнозировать, что ситуация обернется таким образом. Так что к этому надо относиться осторожно, и вопросу о том, как мы будем расплачиваться с долгом, должно быть уделено большое внимание", - отмечает Коллендер.
Есть некоторый лимит долга, который должен будет расти в следующем году, чтобы избежать дефолта по государственным обязательствам; Макконнелл не уверен, что готов работать с любыми мерами по сокращению дефицита в следующем году, как это было в 2011 г., когда удалось привлечь более $2 трлн, чтобы сократить дефицит в течение десяти лет с президентом Бараком Обамой.
Почему трампономика не устоит под весом долгов Госдолг США достигнет $20 трлн уже при Обаме Президент Трамп доведет США до долговой ямы Спикер палаты представителей Пол Райан также ждет, что налоговые изменения несильно скажутся на дефиците бюджета, а это указывает на то, что республиканцы получат положительные макроэкономические выгоды от снижения налогов, чтобы облегчить прогнозируемый удар по бюджету.
Макконнелл предложил ряд деталей по внесению изменений в ObamaCare, заявив, что сенат начнет год с одобрения ObamaCare, а затем начнет процесс замены. Просто ждать – это не выход, отметил он.
"Представление о том, что мы ничего не можем и позволяем действовать нынешнему закону, неприемлемо. Я надеюсь, среди нас нет тех, кто верит в то, что ничего нельзя предпринять", - заявил Макконнелл.
Процесс замены может занять до трех лет, по словам сенаторов-республиканцев, хотя некоторые консерваторы стремятся к более быстрым срокам. В краткосрочной перспективе устранение ObamaCare, включая налоги и сокращения Medicare, может добавить к росту дефицита бюджета, отметило Управление Конгресса США по бюджету в 2015 г.
Перед выборами Макконнелл отметил, что он надеялся на работу по ограничению избирательного права в таких программах, как Medicare и соцобеспечение, в случае победы Хиллари Клинтон. В понедельник он этот призыв не повторил. Это сделало бы необязательность любого стимулирования со стороны Трампа еще более отдаленной и позволило бы Трампу выбирать между отменой ObamaCare и снижением налогов и проведением экономических стимулов.
Наконец, даже если все изменения провести незамедлительно, практически ничего из пакета стимулов Трампа не окажет никакого влияния на экономику до 2018 г., считают аналитики Goldman Sachs.
Одна интересная деталь, которую отметил Bloomberg, Трамп призвал жену Макконнелла, бывшего министра труда Элейн Чао, возглавить департамент транспорта, который, скорее всего, сделает ее одной из его ключевых фигур в любом из инфраструктурных пакетов. Это может стать его джокером, который поможет Трампу окончательно решить проблему стимулирования, особенно если никто из республиканцев не посмеет бросить вызов избранному президенту.