О проведенных проверках, найденных нарушениях, исполнении и планировании бюджета, перспективах восстановления реальных доходов россиян рассказала в программе «Мнение» Татьяна Голикова, Председатель Счетной палаты.
- Каким уходящий год был для российской экономики по версии Счетной Палаты?
- Он был достаточно сложным годом испытаний для российской экономики. Но все-таки мы сейчас наверно можем позволить себе сказать, что экономика адаптировалась ко всем тем вызовам, которые перед не стояли и стоят. И все-таки мы все очень рассчитываем, здесь я думаю, что мы едины с Правительством, что все-таки в 17-ом году мы выйдем из фазы снижения темпов экономического роста и начнем немного прирастать. Во всяком случае по нашему мнению предпосылки такие имеются.
Что же касается иной позиции. То иная позиция предопределяется тем, что мы в соответствии с законом осуществляем экспертизу всех документов, которые, в первую очередь, сопровождают бюджет. Известно, что прогноз социально-экономического развития и его показатели, это основной документ, который ложится в основу расчету бюджета. И, безусловно, мы вынуждены и должны оценивать этот прогноз на достоверность с тем, чтобы подтвердить достоверность параметров, которые закладываются в бюджет.
- Сколько проверок было проведено в уходящем году? И какие были основные и наиболее значительные?
- Будет более 300 проверок. Мы подводим итоги, как правило, уже в конце первого квартала года, который следует за отчетным. Но традиционно мы вышли на более чем 300 проверок. Как правило, внутри этих 300 проверок более 2500 объектов, которые в той или иной степени подвергаются контрольным мероприятиям, не обязательно с выездом. По запросам, камерально. Но должна сказать, что результаты вот предварительные, которые мы пока имеем, нас немного удивляют. Потому что они не окончательные. Скорее всего будет другая цифра.
На сегодняшний момент объем нарушений, который выявлен по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенные за 16-й год, составляют 870 миллиардов рублей. При этом нужно оговориться. Это не значит, что эти деньги украдены или с ними как-то иным образом не хорошо обошлись. Речь идет о различного рода нарушениях, в том числе нарушениях в бюджетной отчетности.
На этом бы я хотела остановиться особо. Потому что как раз существенно увеличение этой цифры по сравнению с 2015 годом, в 15-ом году было 516 миллиардов рублей, связано с увеличением на 270 миллиардов рублей нарушений, которые мы зафиксировали при составлении бухгалтерской и иной финансовой отчетности. Что это означает? Это означает искажение фактов хозяйственной жизни. Неправильное отражение объемов основных фондов, неправильное отражение объемов незавершенного строительства, дебиторская задолженность, и так далее. Как следствие, это приводит, к такому самому ключевому фактору, который следует из нарушений отчетности, это неправильная уплата налогов. Нам предстоит здесь еще разобраться.
Думаю, что причина связана с тем, что в 2016 году в отличие от предыдущих лет, мы начали проверять бюджетную отчетность не только на уровне центральных министерств и ведомств, но и учреждений, которые находятся в их ведении. На нижнем уровне увидели, что достаточно много проблем. И здесь мы с Министерством финансов вынуждены были провести довольно серьезную работы, чтобы привести все в соответствии, и проанализировать причины, которые стали, которые послужили тому, что было столько много нарушений.
- Но может быть это связано не со злым умыслом? С несовершенством буквы закона, с не возможностью управленцем ей соответствовать?
- Скорее, с буквой закона все в порядке. Злого умысла скорее всего точно нет. Но проблема в профессионализме тех людей, которые работают на местах, и владение ими теми навыками и тем законодательством, в рамках которого они работают. К сожалению, вот этот факт имеет место быть.
- Может быть в связи с этим вы в ряде регионов пообещали обращения в Прокуратуру?
- Нет. Это не с этим связано. Это, безусловно, связано с другими нарушениями. Мы стали с 2016 года практиковать такой блок мероприятий, который затрагивает не столько деятельность конкретного субъекта хозяйственной деятельности, сколько анализирует проблему. Например, дорожное хозяйство, планирование регионами и исполнение регионами законодательства в сфере дорожной деятельности. Когда мы выявляем какие-то факты, которые свидетельствуют о нарушениях законодательства, мы об этом информируем Прокуратуру. В частности, по дорожной деятельности собрали информацию по всем регионам страны в 85-ти, и вместе с Росавтодором провели соответствующее селекторное совещание с участием и наших контрольно-счетных органов субъектов, и руководителей исполнительной власти регионов, которые отвечают за дорожное строительством. Смотрели на встречных направлениях, в чем проблемы, и как эти проблемы нужно решать. Наше взаимодействие с правоохранительными органами, оно находится приблизительно на одном уровне год от года. Чтобы было понятно, как это измеряется в цифрах. Мы на данный момент времени направили 104 материала в различные правоохранительные органы за 2016 год, наверно будет чуть больше по итогам года.
Надо сказать, что Прокуратура очень активно выносит представление по нарушениям законодательств по результатам наших контрольных мероприятий. Было вынесено 80 представлений за нарушение законодательства. Наложены уже органами Прокуратуры административные штрафы. Наверно не без уголовных дел. Можно уже сейчас сказать, что 15 уголовных дел возбуждено, 51 материал находится на доследственной проверке. Позже очевидно будет понятно, будут возбуждены уголовные дела или возможно там ограничатся административными взысканиями. Вынуждены говорить о том, что мы направили материалы в Прокуратуру, потому что у Прокуратуры достаточно широкий арсенал воздействия на нарушителей. Напомню, что Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Законодательства. Вовсе не обязательно сразу передавать в уголовное производство это все. Речь идет, в том числе и об административных наказаниях, дисциплинарных, предупреждениях, вынесении решения о служебном несоответствии, и так далее.
- Что еще показывают проверки в регионах? Счетная Палата одна из первых и достаточно методично стала поднимать проблемы долгов регионов. И этому было уделено специальное внимание во время принятия бюджета в уходящем году на следующие 3 года. Всегда ли эти долги накапливались там в силу объективных причин? И как вы видите в дальнейшем решение этой проблемы?
- Накопление долгов произошло не в кризисный период и начало происходить ни в кризисный период 2014, ни в 2015 или 2016-го годов. Просто в этот период времени в виду ограниченности финансовых ресурсов, в том числе регионов, темпы прироста долгов стали более высокими. Но я бы все-таки на первое место наверно, или, ну, наряду с недостатком финансовых ресурсов, все-таки поставила недостаточный уровень администрирования на региональном уровне проблем, которые связаны именно с планированием бюджетов.
На протяжении ряда лет мы наблюдаем ситуацию, когда утверждается один объем доходов и один объем расходов, в течение года посредством внесения изменений объем доходов как правило остается неизменным, но чуть-чуть может быть по факту поступления доходов возрастает. А вот объем расходов, и это мы наблюдаем на протяжении уже трех лет, с момента первого утверждения до окончания финансового года, изменяется на триллион рублей. Но это вовсе не означает, что этот триллион исполняется. То есть, как бы создается завешенное ожидание. Как правило, эти завышенные ожидания все уходят на 4-й квартал, во многих случаях на декабрь. В надежде на поступления доходов 4-го квартала и декабря очень многие регионы начинают кредитоваться, и как следствие возрастает коммерческая задолженность. Как правило она возрастает в конце года. Я думаю, что, с одной стороны, 16-й год не будет исключением. С другой стороны, не будет таких высоких темпов прироста долга, которые мы наблюдали в предыдущие годы. Отчасти это связано с тем, что к этому привлекли существенное внимание. Министерство финансов стало очень оперативно работать с точки зрения перекредитования из коммерческих кредитов в бюджетные, менее дорогие, существенно менее дорогие. Но и все-таки 16-й год и в преддверии формирования бюджета и в процессе его принятия в Думе, прошел под эгидой все-таки пересмотра межбюджетных отношений, плюс, пусть не кардинального пересмотра, но все-таки существенного за последние много, много лет. То есть мы нарастили сейчас в бюджете 17-го года объемы дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, более чем на 100 миллиардов рублей. Это существенно для тех регионов, которые получают дотации.
Увеличили в процессе прохождения бюджета в Думе объемы бюджетных кредитов против того, что предусматривалось при внесении. Несколько упростили посредством консолидации бюджетные субсидии регионам для того, чтобы снизить бюрократические проволочки при согласовании документов. Ну, и конечно, ввели жесткие меры дисциплинарные по отношению к регионам. Теперь регионы должны будут заключать соглашения, те регионы, которые получают дотации, соглашения с Министерством финансов по достижении экономических и соответствующих социальных показателей развития региона. И все документы, которые предполагают перечисление средств должны быть приняты до 1 февраля 17-го года.
- Вы видите риски социальной напряженности в регионах на будущий год?
- Конечно, нас беспокоит тот уровень бедности, который заявлен Правительством в прогнозе. И то количество людей, которые будут находиться за чертой прожиточного минимума. И здесь я думаю, что всем нам предстоит принять какие-то дополнительные меры для того, чтобы эту ситуацию изменить.
- Возможности принимать дополнительные меры при условии, что Резервный фонд практически исчерпан, и вообще, резервов, финансовых резервов у государства остается все меньше.
- Резервный фонд у нас традиционно использовался для финансирования дефицита бюджета.
- Бюджет, это и есть здравоохранение, социальные гарантии.
- Мы приняли достаточно консервативный бюджет со снижающимся трендом по дефициту с 3,2 % к ВВП в 17-ом до 1,2% в 19-ом году. При этом все социальные обязательства, которые закреплены за федеральным правительством в этом бюджете предусмотрены. Кроме того, бюджет предполагает достаточно большие объемы на финансовую помощь регионам на реализацию майских указов Президента. Ключевой составляющей является повышение заработной платы. И можно сказать, что в рамках той финансовой помощи, которая предусмотрена в бюджете, в том числе заложены средства и на повышение заработной платы. Другое дело, как субъекты на местах распорядятся этими финансовыми ресурсами, насколько эффективно этот финансовый ресурс будет использован. Есть вторая составляющая бюджета, которую мы пока не видим.
В бюджет заложены финансирование всех вновь заявленных приоритетных проектов. Но мы пока не видим, но и может быть не увидим, привычного нам антикризисного плана Правительства, который принимался в 15, 16-х годах. И под это были заложены соответствующие средства. Сейчас предполагается, что финансирование антикризисных мероприятий, которые были в 15 и 16-ом году, и которые очевидно абсолютно необходимо продолжать, предполагается, что они будут заложены под не использованные остатки средств бюджета 16-го года. Все-таки есть оценка, что 100 миллиардов рублей, а может быть и побольше, не связанных остатков перейдет в бюджет 17-го года, сформирует Резервный фонд Правительства, который будет направлен на поддержку отраслей и промышленности. И вот в комплексе, если все эти механизмы будут своевременно запущены, то возможно это изменит ту экономическую ситуацию в положительную сторону, которая сегодня есть.
- Счетная Палата проверяла исполнение антикризисного плана 15-го года, там были значительные средства, порядка 700 миллиардов рублей? Насколько он исполнен?
- Он исполнен с учетом переходящих решений на 16-й год. Самые большие объемы, я просто напоминаю, там были на индексацию пенсий, на предоставление тех самых бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации. Вот эти две позиции они занимали львиную долю антикризисного плана 15-го года. 16-й год, это был уже не антикризисный план, это был план, больше похож на план развития. Он предполагал не только финансовые решения, но и законодательные, иные нормативные решения. И там больше усилий было сосредоточено на поддержке конкретных отраслей. Там, скажем, автомобилестроение, легкая, текстильная промышленность, там сельхозмашиностроение там, и так далее. Поэтому он принципиально отличался. И мероприятия, которые в нем были, все-таки они свой вклад в поддержание отраслей, пусть не рост, но замедление падения.
- Существенно поддержали российский бюджет в уходящем году приватизационные сделки, в частности сделка по приватизации пакета компании, пакет акций компании «Роснефть». Счетная Палата каким-то образом будет участвовать, там перепроверять эту сделку? И каков ваш прогноз на следующий год на приватизационные компании?
- Пока объемы 17-го года весьма скромны. Если, я имею в виду, которые заложены в бюджете, по сравнению с тем, что мы получили в 2016 году. Но это не означает, что работа в этом направлении не будет вестись. Что же касается проверок приватизационных сделок, они как отдельные проверки приватизационных сделок в плане не планируются. Мы в этом не видим какой-то необходимости. Мы как обычно в апреле месяце выйдем на проверку исполнения бюджета, в том числе в Росимущества. И все необходимые документы, которые нужно будет посмотреть, в том числе характеризующие поступления этих доходов, конечно они будут просмотрены.
- Когда вы ожидаете восстановление реальных доходов россиян?
- Это неблагодарный прогноз. Очевидно, что все зависит от экономического потенциала, от роста. И здесь очень важно правильно сформулировать определенный набор мер, который должен на это воздействовать. Часто, и мы по-моему даже с вами уже этот вопрос неоднократно обсуждали, что должно стать движителем инвестиции или спрос. Но вот прогноз Минэкономики на 17-19-й год такой очень противоречивый. С одной стороны, 17-й год, это вклад и рост конечного потребления, что пока достаточно сомнителен. А в 18-м году рост инвестиций, что тоже сомнительно. Потому что ни по 17-му, ни по 18-му году не выписаны те факторы, которые должны быть основанием для того оптимизма, который заложен в этой части в прогноз социально-экономического развития.
Сейчас в конце года мы наблюдаем достаточно благоприятную нефтяную конъюнктуру. Даже может быть в январе получим в результате этого дополнительные доходы в бюджет, в связи с тем, что цена опережает ту, которая была спрогнозирована в бюджете 16-го года. Но самое главное, чтобы у нас не наступило расслабление, как обычно у нас это наступает. И мы предприняли необходимые объем мер для того, чтобы и поддержать население, и поддержать экономику. И я уже говорила, это некий компромисс между мерами наверно инвестиционного характера и мерами поддержания потребительского спроса. И здесь очень важно, какой тезис содержится с прогнозе Правительства. Но он не подкреплен, как я уже сказала, факторами задействовать частные инвестиции. Потому что, и по 15-му году в сравнении с 14-м, и по прошедшему периоду 16-го в сравнении с аналогичным периодом 15-го, мы наблюдаем рост прибыльных организаций. Но продолжаем наблюдать снижение инвестиций.
Предприятия предпочитают вкладывать в финансовые инструменты, а не в поддержание производства. И к сожалению, мы уже говорили, что нас пугает та изношенность основных фондов, которая по данным за 15-й год существенно возросла. Износ основных фондов, я уже тоже приводила этот показатель, за 15-й год превысил 50%. Понятно, что на таком оборудовании очень трудно добиться тех результатов производительности труда, цели, которые мы перед собой поставили. Но это не значит, что у нас нет шанса, это не значит, что у нас нет возможности к экономическому росту. Просто формулирование программы, в том числе той, о которой, и даже ни в том числе, а в первую очередь той, о которой в Послании говорил Президент, мне кажется, это принципиально важно для, в среднесрочной и долгосрочной перспективы.
- Насколько оправдан оптимизм, заложенный в Послании Президента Федеральному собранию о выходе на экономический рост к 19-му году выше среднемирового? То есть предположительно выше 3%?
- В 19-20-ом, конечно, шансы к этому безусловно есть. Все зависит от качества тех мероприятий, которые мы будем в программу. Речь идет и о налоговом законодательстве, о котором тоже говорил Президент в своем выступлении. Речь идет о необходимости проведения соответствующих структурных реформ. Когда я говорю о структурных реформах, я имею в виду сферы здравоохранения, сферы образования. Они самые бюджето емкие и требующие существенного внимания, потому что обеспечиваются в основном средствами бюджета. Это сфера конкуренция, о которой не надо забывать. Потому что в период вот сложной экономической ситуации у нас, конечно, уровень конкуренции припал на рынке. А это тоже вклад, существенный вклад в развитие бизнеса. Много очень составляющих. Но самое главное правильно выделить вот те приоритеты, на которых должна быть сконцентрировано наше внимание.