Главная задача Минэкономразвития - разработать план структурных и институциональных реформ в экономике, которые должны стимулировать экономический рост, сократить долю теневой экономики, снизить налоги для легального бизнеса и представить бизнесу и гражданам определенность экономических перспектив, заявил глава ведомства Максим Орешкин в интервью "Коммерсанту".
"Задача, стоящая перед Минэкономики, прикладная — разработать детальный план конкретных действий правительства, направленный на достижение более высоких темпов экономического роста. Работая над ней, мы взаимодействуем и с ЦСР (Центром стратегических разработок - прим. ред.), и с другими аналитическими группами и бизнес-объединениями: РСПП, ТПП, "Деловой Россией", "Опорой России" и другими", - отметил Орешкин.
"Мы концентрируемся на структурных ограничениях экономического роста и мерах, которые такие ограничения снимают. Как мне кажется, традиционный подход "давайте по каждому блоку пропишем, что бы сделать такого хорошего" сегодня не годится. Очевидно, что список конкретных действий должен быть взаимоувязан – нужно сразу оценивать влияние отдельных мер и на макроэкономическую динамику, и на ограничения, которые есть в части бюджета, платежного баланса, рынка труда и т. д. Поэтому мы сейчас прописываем своего рода матрицу, где по горизонтали – ограничения, а по вертикали – конкретные действия, направленные на их преодоление. В ячейках соответственно дается оценка, как эти действия влияют на те или иные ограничения", – рассказал министр.
По его словам, Минэкономразвития уже подготовило первую версию плана. "Сейчас идет его доработка: делаются расчеты влияния всех элементов матрицы на ключевые показатели и экономические балансы, одновременно идет детализация и уточнение вертикали, что-то добавляется, что-то исключается", – сказал глава МЭР.
Одним из главных ограничений для экономического роста является экономическая неопределенность, отметил Орешкин. Как показали опросы компаний о ключевых проблемах роста, с января 2014 г. по декабрь 2016 г. значение этого показателя в опросе выросло с 33% до 55%.
"Бизнес совершенно справедливо говорит, что экономическая неопределенность – одна из главных причин, по которой компании откладывают инвестиции, решают повременить с расширением объемов производства, с движением вперед, – заявил министр. – Поэтому главный акцент для экономических властей в краткосрочной перспективе – это возвращение определенности в ожидания экономических агентов".
По словам Орешкина, фактическая стабильность экономической динамики и финансовых рынков достигнута, однако стабилизации ожиданий пока не произошло.
"С этой точки зрения важно довести ту работу, которую, например, делает ЦБ, до конца. Инфляционное таргетирование — это уже реализованная структурная реформа, одна из важнейших за последние годы, – заявил министр экономики. – Важно, чтобы в 2017 году пришло осознание – инфляция и в этом году, и в среднесрочной перспективе действительно будет колебаться около показателя в 4%, что на это можно и нужно рассчитывать".
Кроме того, необходима стабильная и предсказуемая бюджетная политика, подчеркнул Орешкин. По его словам, принятый трехлетний бюджет демонстрирует, что государственные финансы при консервативном сценарии на ближайшие три года с нефтью в $40 за баррель будут устойчивы без повышения налоговой нагрузки.
При этом бюджет должен базироваться на новой, устойчивой в долгосрочной перспективе налоговой системе, рассказал "Ъ" глава Минэкономразвития.
"Мое мнение, что налоговая нагрузка на компании, работающие полностью официально, должна снижаться, – отметил он. – С учетом значительного теневого сектора нагрузка на бизнес неравномерна и в легальном секторе высока. Особенно это касается налогов на фонд оплаты труда, уплачиваемых предприятиями: ни в одной конкурирующей с нами экономике таких платежей нет".
По мнению Орешкина, в 2017 г. будут достигнуты "довольно неплохие результаты" в экономике. "Экономика уже растет, в IV квартале увеличились и ВВП, и промышленное производство, а во втором полугодии 2017 года ВВП будет расти на 2% год к году и, возможно, даже больше", – считает министр.
Однако после оживления и ускорения следующего года росту будут препятствовать существующие структурные ограничения в экономике. Министерство экономического развития должно сформулировать изменения, которые помогут преодолевать эти структурные ограничения, заявил Орешкин.