О принципах формирования бюджетных расходах и доходах, модернизации налоговой системы, стимулировании иностранных инвестиций, изменении структуры расходов бюджета, ситуации с региональными бюджетами рассказал в интервью Антон Силуанов, министр финансов России.
- Какова позиция Минфина в 2017 году? Год скорее простой или год, который тоже не должен давать нам возможности расслабляться?
- С точки зрения бюджета буду отвечать. На новый 2017 год мы подготовили бюджет исходя из достаточно консервативных подходов. Мы взяли цену на нефть в расчетах показателей доходов 40 долларов за баррель. Мы очень консервативно подошли к расходной части бюджета, с тем чтобы выполнить наши обязательства при любых внешних факторах. Это правильно, несмотря на то что сегодня внешнеэкономическая конъюнктура лучше. Мы уверенно пройдем этот год, уверен, выполним наши обязательства. Куда девать допдоходы, это всегда просто решить.
Я считаю, что, в первую очередь, если мы их получим, то нужно направлять на снижение трат наших резервов. Это, с одной стороны, позволит нам и побороться с инфляцией, снизить ее до тех параметров, 4%, которые мы и планировали в текущем году. Не повлияет, что самое главное, на резкую волатильность курса рубля, чтобы обеспечить конкурентоспособность нашей экономики, а также обеспечить снижение процентных ставок в экономике, с тем чтобы деньги, которые сегодня есть у предприятий, не хранились на депозитах, поскольку там высокие проценты, не вкладывались в бумаги, там тоже высокие проценты, а вкладывались в проекты, в инвестиции, как мы говорим, которые должны обеспечивать доходность не ниже, чем те же самые депозиты в коммерческих банках.
Поэтому считаю, что мы хорошо подготовились на 17-й год с точки зрения устойчивости бюджетной конструкции. Считаю, что мы обеспечим в любом случае при любых обстоятельствах все наши первоочередные обязательства - как социальные, так и обязательства по поддержке экономики, что немаловажно в текущий момент.
Поэтому я считаю, что 17-й год с точки зрения финансов имеет все основания быть неплохим годом, поскольку мы его хорошо готовили, мы прогнозировали достаточно консервативно. Считаю, что в 17-м году мы пройдем, с точки зрения бюджета и финансов, в соответствии с нашими планами. Что, собственно, важно для нас.
- Тема бюджета очень многогранна, и дискуссия, в том числе о бюджете, идет уже второй день на Гайдаровском форуме, и в кулуарах об этом говорят. Очень интересные предложения звучат, в частности, о том, о чем вы говорили. Интересно, конечно, каким образом правительство, министерство финансов будет работать над повышением дополнительных доходов, если мы не берем в расчет возможные повышения налогов?
- Сразу хочу сказать, что налоговое бремя мы увеличивать не хотим. Мы хотим его переложить в первую очередь на тех недобросовестных налогоплательщиков, которые сегодня до сих пор еще работают в "серую": не в полном объеме платят положенные по законодательству налоги.
Для добросовестных налогоплательщиков, наоборот, мы считаем, что оно должно даже несколько снизиться. Это наша основная задача. Поскольку теневой сектор еще сохраняется, и основная задача налоговой службы, таможни - вот как раз интеграция между двумя этими основными фискальными ведомствами заключается в том, чтобы дать наибольший эффект от повышения сбора доходов.
Мы уже заложили в бюджеты 17, 18, 19-го годов дополнительные поступления от этих мер. Но надеюсь, что, и уверен, что мы сможем собрать гораздо больше, чем это учтено в бюджете за счет, будем так говорить, обеления теневого сектора. Дальше у вас вопрос был, а что потом?
В первую очередь, мы считаем, что нам нужно делать налоговую систему такой, чтобы она стимулировала инвесторов, все-таки здесь вкладывать деньги, не выводить за рубеж, а иностранных инвесторов даже привлекать сюда. И это можно сделать путем снижения прямых налогов, в первую очередь на труд, это страховые взносы и увеличение косвенных налогов на потребление. Это такой глобальный тренд, над которым мы будем работать при подготовке предложений по совершенствованию налоговой системы.
Считаю, что это даст возможность и создать стимулы для перехода в белый сектор экономики тех, кто еще сегодня скрывается, там, значит, жульничает, будем так говорить. И это даст возможность больше привлечь доходов во все уровни бюджетной системы, как федеральный уровень бюджета, так и региональный, и муниципальный.
- Считается, чтобы теневой экономики было поменьше, чтобы уклонение от налогов было тоже поменьше, вроде как нужно снижать налоги. Но это такое общее место. Так ли это или это немножко дилетантский подход?
- Вы знаете, здесь есть доля правды. Но, безусловно, это не работает прямолинейно. Поэтому мы считаем, что действительно надо снижать налоги на труд, страховые взносы. Как раз именно там значительная часть уклонения от уплаты и налога на доход физических лиц, страховых взносов.
Поскольку сегодня только налоги с доходов на фонд оплаты труда и страховых взносов - 30%. Если мы это сделаем существенно ниже, то и интерес к тому, чтобы скрывать фонд оплаты труда, будет меньше. Взять эти же самые доходы за счет отмены льгот, повышения косвенного налогообложения на потребление. Мы считаем, что это правильный маневр, поскольку у нас НДС хорошо собирается. Мы уже хорошо научились хорошо собирать косвенные налоги. И считаем, что это будет более и социально справедливо. Поэтому такие предложения будем готовить в этом году.
- Я понимаю, что у вас большие будут проблемы, потому что даже внутри правительства очень неоднородная позиция по вопросу налогов, не говоря уже о всем экономическом сообществе, которое тоже может оказывать хотя бы такой не прямое, но давление, в том числе и на Минфин. Но, надеюсь, у вас в этом смысле хватит сил, упорства, мужества. Важно, наверное, говорить о том, что без реформ, которые сначала, видимо, должны произойти, а потом будут достигаться все те цели, которые вы ставите по налогам, сделать что-либо будет сложно. И о необходимости проведения этих реформ говорят уже все не только на этом форуме, на всех форумах на протяжении прошлого года, об этом говорили постоянно. Но есть разные позиции относительно того, какие все-таки реформы должны произойти. На ваш взгляд, что это за структурные реформы, которые вот жизненно необходимо провести в самое-самое ближайшее время, чтобы в том числе добиться тех результатов, о которых мы с вами только что говорили по налоговому направлению?
- Действительно, должно все работать в комплексе. Здесь и изменение в налоговой системе, о чем мы с вами уже говорили, изменение структуры расходов бюджета, в первую очередь исходя из реализации задачи обеспечения роста. Мы должны вкладывать деньги в бюджеты в большей части в так называемый человеческий капитал, в образование, в здравоохранение. Это дает не сразу, но через некоторое время значительный вклад в рост экономики. Потому что нам нужны здоровые люди, здоровые граждане, нам нужны образованные граждане. Потому что все инновации, о которых мы сейчас говорим, которые дают в последнее время именно основной рост в экономиках других стран, они могут быть осуществлены только разумными людьми. А дать хорошее образование, иметь хорошую материально-техническую базу - вот это наша основная задача. Причем речь идет даже не только о федеральном уровне, речь идет и о региональных бюджетах, поскольку основные расходы в образование находятся именно там, это среднее образование, подготовка будущих студентов, будущих специалистов, осуществляется именно на региональном звене, в региональном звене. Конечно, речь идет и о перецифроматировании мер, значит социальных расходов. Большие траты у нас идут на поддержку пенсионной системы. Считаем, что она должна быть более справедливая. Считаем, что пенсии должны повышаться, с одной стороны, тем, кто больше нуждается, тем самым незащищенным категориям граждан. В большей степени должны там повышаться. А те, кто имеет заработки, те, кто имеет хорошую, так сказать, материальную базу, там, можно посмотреть и об оптимизации тех видов социальной помощи государства, которая до сих пор оказывается.
- Я уверен, что широкая общественность не всегда точно понимает разницу между региональными бюджетами, федеральными, консолидированным бюджетом. И ощущение такое в том числе - это такая достаточно часто встречающаяся в прессе в адрес Минфина, что как раз цифры в федеральном бюджете на то, что связано с человеческим капиталом, они не очень большие. Кто-то говорит, что даже в абсолютных величинах именно в федеральном бюджете они снижаются. Забывая об общем этом консолидированном бюджете и расходах, которые регионы на эти вещи закладывают. Но, честно говоря, с цифрами-то я тоже не очень хорошо знаком. Это средства достаточные, когда мы говорим о консолидированных расходах на образование, на медицину, на науку? Или здесь есть тоже потенциал для роста и в каком-то смысле вот эти предложения Всемирного банка вчерашние, они справедливы?
- Хочу сказать, что действительно, как мы говорили, образование, среднее образование - это основная статья расходной части бюджетов регионов. Достаточно или недостаточно денег. Конечно, требуется больше ресурсов, в том числе и в модернизации школ, в модернизации самого процесса образования. Поэтому мы в рамках настройки межбюджетных отношений между Федерацией и субъектами Российской Федерации выстраиваем сейчас эту систему таким образом, чтобы больше возможностей было у регионов для выполнения своих основных функций, в том числе в образование. Здесь и изменение налоговой системы будет нацелено на эту задачу, и новая система межбюджетных отношений, которая уже в этом году начала работать, также преследует эту цель. В здравоохранение, хочу сказать, что основные расходы у нас строятся теперь через страховую медицину, через даже не бюджет федеральный или региональный, а через Фонд обязательного медицинского страхования. Там идет основной рост расходов, поскольку наша медицина работает на страховых принципах. Вопрос наполнения этого фонда - он тоже стоит на повестке дня, с тем чтобы деньги направлялись не только на заработную плату нашим врачам, среднему, младшему медицинскому персоналу, но и на модернизацию оборудования, на развитие инноваций, науки. Поскольку это тоже требует существенных денег. И здесь, конечно, и бюджет федеральный будет помогать. Но и значительная часть финансируется за счет Фонда обязательного медицинского страхования.
- Антон Германович, как вы оцениваете ситуацию с региональными бюджетами? Потому что, с одной стороны, есть плюсы, год от года снижается дефицит регионального бюджета, но, с другой стороны, растет региональный долг. Это, в общем, должно вызывать какие-то опасения.
- Действительно, в последние три года долг регионов существенно увеличился. Но вот мы сейчас только что получили последние данные по итогам 16-го года, долг регионального бюджета вырос всего на 35 миллиардов рублей, а если брать соотношение к налоговым и неналоговым доходам регионов, то, наоборот, доля долга сократилась примерно на 1 процентный пункт. Поэтому, я считаю, что те меры, которые мы приняли, позволили сократить дефицитность бюджетов субъектов. Напомню, что в 14-м году дефицит бюджетов регионов консолидированный составлял 4,74 миллиарда рублей, в 15-м году - 171 миллиард рублей, вот, а в 16-м году - 57 миллиардов рублей. Те меры, может быть они были сложные для регионов, это которые предпринимал Минфин: это подписание соглашений с субъектами о неувеличении долга, это согласование бюджетов субъектов Российской Федерации в министерстве финансов, в первую очередь высокодотационных субъектов Российской Федерации, это выставление целого ряда условий по неувеличению дефицита и коммерческого долга регионами при предоставлении бюджетных кредитов и видов финансовой помощи. Они сработали. Мы, собственно, и дальше будем в этом направлении с регионами проводить такую же политику. Уверен, что мы добьемся того, что доходы, собственные доходы регионов будут расти более высокими темпами, чем наращивание долговой нагрузки. Это правильно, это абсолютно верная тенденция.
- Как теперь будет строиться работа между финансово-экономическим блоком правительства. В прошлом ваш зам, сейчас министр экономического развития, Максим Станиславович Орешкин - человек примерно тех же направлений, мыслит, как вы, что это хорошо. С другой стороны, у него свои задачи, свои цели. У вас бюджетная дисциплина, у него экономический рост все-таки, эта задача министерства экономического развития в том числе. Насколько слаженная команда, насколько здесь есть хороший потенциал, для того чтобы всем вместе двигаться в нужном направлении, пока мы стратегию в мае получим.
- Максим Станиславович Орешкин - достаточно самостоятельный человек. Он действительно сейчас будет отвечать за вопросы экономического роста. Но вопросы бюджета, экономический рост - это связанные абсолютно вещи. Поэтому очень хорошо, что Максим как раз прошел такие этапы роста в министерстве финансов от директора департамента, замминистра, сейчас стал министром экономического развития, поскольку прекрасно понимает, ориентируется в вопросах бюджета.
- Причем в доходной части, если я не ошибаюсь.
- Он и в доходной, и в расходной, и именно макросоставляющей при подготовке бюджетной стратегии. Прекрасно ориентируется в том, как принимаются решения в министерстве финансов. А министерство финансов обычно всегда отличается прагматичностью. Не строит никогда каких-то прогнозов, которые далеко от реалий. И в этих условиях как раз, на наш взгляд, это будет хорошая синергия работы двух министерств – экономики и министерства финансов.