Ни демонетизация, ни победа Трампа, ни Brexit не помешают Индии оставаться быстрорастущей крупнейшей экономикой в мире, говорится в ежегодном экономическом отчете правительства Нарендры Моди.
В 2017-2018 финансовых годах реальный рост ВВП Индии составит 6,75-7,5%, "но даже в рамках этого прогноза Индия останется самой быстрорастущей крупной экономикой в мире", отмечается в обзоре. Хотя ранее в этом месяце МВФ заявлял, что рост Китая опережает рост Индии.
В текущем финансовом году рост ВВП составит 7%, что значительно ниже роста экономики в 7,6% в 2015-2016 гг. Ожидается, что грядущий финансовый год окажется непростым. Экономика будет страдать от последствий демонетизации, роста цен на нефть и напряженного положения в торговле.
Демонетизация
В исследовании поясняется, что запрет Моди на использование денежных купюр высокого номинала еще окажет влияние на экономику.Среди положительных эффектов демонетизации исследователи отмечают снижение неучтенных доходов, возможность экономического роста в долгосрочной перспективе, если удастся снизить коррупцию, рост благосостояния правительства, в долгосрочной перспективе демонетизация может привести к росту налоговых поступлений.
Однако отрицательные стороны этого процесса – большая потеря рабочих мест, более низкие доходы компаний, всевозможные социальные потрясения, особенно в денежных ресурсоемких отраслях.
Рост ВВП снизился в основном из-за того, что денежный кризис привел к резкому падению спроса. Цепочки поставок оказались нарушены из-за отсутствия достаточного объема оборотного капитала.
Компании и домохозяйства страдают от неопределенности, не имея возможности инвестировать и принимать решения о покупке тех или иных товаров. Из-за отсутствия купюр высокого номинала основной удар на себя приняли цены на недвижимость.
Универсальный базовый доход
Впервые в экономическом обзоре была затронута идея универсального базового дохода: безусловных денежных переводов бедным. Это может стать альтернативой сотням программ соцобеспечения в Индии, которые в основном оказывались неэффективными в вопросах снижения уровня бедности, особенно в регионах, страдающих от плохого управления.При грамотной реализации программы снижение уровня бедности до 0,5% стоимость программы может составить 4-5% от ВВП по сравнению с нынешними субсидиями, которые учитывают около 3%.
Налог на товары и услуги
В экономическом обзоре этот налог описывается как "смелый эксперимент в кооперативном секторе Индии", который может стимулировать рост ВВП Индии до 8-10%.В августе прошлого года индийский парламент рассмотрел 122-ю поправку к конституции 2014 г., позволяющей реализацию этого законопроекта. Впервые обсуждение закона прошло в 2000 г. Ожидается, что сейчас он позволит заменить по меньшей мере 17 государственных и федеральных налогов и объединить их в общую налоговую структуру.
Существующая налоговая система Индии состоит из прямых налогов — налог на прибыль, например, и косвенных налогов – налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на предметы роскоши.
Сейчас же предлагается четырехуровневая налоговая структура, в рамках которой будут проводиться выплаты в размере 5%, 12%, 18% и 28% — более низкие ставки за предметы первой необходимости и самые высокие ставки для предметов роскоши.
Тем не менее остаются опасения относительно техники реализации этой системы и того, сколько времени займет этот процесс, так как процесс перехода к новой системе сложен с административной и технологической точек зрения.
Управление реабилитацией неработающих активов госсектора
Управление будет призвано "брать на себя ответственность в наиболее сложных случаях и принимать политически трудные решения", чтобы снизить количество неработающих активов в индийских банках.Неработающие активы – это активы, не приносящие доход банкам в течение более 90 дней.
"По состоянию на конец сентября 2016 года неработающие активы составляли почти 12% от общей суммы активов банков государственного сектора. Это намного выше, чем у любого другого развивающегося рынка, не считая Россию", — отмечается в исследовании.
В отчете также отмечается, что такая ситуация привела к замедлению темпов роста кредитования, что ударило по малым и средним предприятиям.