Небольшие и средние предприятия не обращаются в банки и лизинговые компании из-за слишком высоких ставок.
Покупка транспорта для развития бизнеса для многих небольших и средних предприятий недоступна, сообщают “Известия” со ссылкой на исследование Carcade. По данным компании, за последние 9 месяцев 40% представителей МСП не смогли позволить себе приобрести автомобиль.
У большей части (85%) не хватило собственных средств. В банки и лизинговые компании они не обратились из-за высоких ставок. Кроме того, часть тех, кто все-таки обратился за займом в 10% случаев отказали в кредитных организациях, в 5% случаев - в лизинговых компаниях.
Из тех же, кто все-таки купил машину для развития бизнеса, 20% использовали собственные средства или оформляли кредит на физлицо (10%).
Наличие проблемы изданию подтвердили в “Опоре России”. По словам вице-президента общественной организации Глеба Киндера, лизинг выгоднее банковского кредита: сэкономить можно, в случае, если компания работает по основной системе налогообложения. “В остальном перед традиционным займом у него преимуществ нет”, - цитирует издание Киндера.
“Проблема в том, что большинство предприятий малого и среднего бизнеса используют упрощенку, что нивелирует для них налоговые бонусы от лизинга”, - пояснил вице-президент “Опоры России”.
Большинству МСП нужны займы, но они часто не проходят фильтр на кредитоспособность и получают отказ. При этом тот уровень ставок, который могут предложить банки с учетом собственных рисков кредитования малого бизнеса, для последнего оказывается неподъемным.
“Рынок лизинга пока не подконтролен Банку России, однако в настоящий момент законопроект, предоставляющий ЦБ право оперативного решения проблем в этой отрасли, рассматривается в Госдуме”, - цитирует издание комментарий ЦБ. Пресс-служба регулятора также отметила, что ослаблять требования к оценкам существующего риска на рынке автокредитования Банк России пока не планирует. В этом сегменте, как считают в ЦБ, доступность займов для МСП обеспечивают льготные программы.
Между тем, по словам президента “Опоры России” Александра Калинина, проблема обеспечения МСП транспортом стоит достаточно остро. “Стимулирование этого процесса позволит повысить темпы развития предпринимательства. Средние ставки по лизингу — на уровне 11%, а бизнесу для поддержания адекватной рентабельности требуется стоимость на уровне не выше 8,5%”, - пояснил Калинин “Известиям”.
При этом в банках, опрошенных изданием, фиксируют интерес малого и среднего бизнеса к автокредитам. В лизинговой компании “Европлан” отметили, что в корпоративном сегменте продажи автомобилей держат стабильную планку по сравнению с физлицами. В “Альфа-Лизинге” отметили, что численность новых клиентов в этом сегменте уже третий год увеличивается более, чем вдвое.
При этом, по данным “Газпромбанк Лизинга”, среднерыночный уровень отказов (как малому и среднему, так и крупному бизнесу) держится на уровне 20%. Основная проблема - нестабильное финансовое состояние компании.
“Стартапу сложнее получить финансирование из-за отсутствия подтвержденной кредитной истории”, - цитирует издание гендиректора компании Максима Агаджанова, который отметил, что в числе сдерживающих факторов как высокие ставки, так и необходимость платить авансы. По мнению гендиректора “Газпромбанк Лизинга”, ситуацию могло бы спасти введение льгот по авансам.
В “Открытии” также полагают, что сегменту требуется дополнительная господдержка. По словам начальника управления разработки продуктов и развития технологий банка Ольги Скреметовой, это могло бы быть субсидирование процентной ставки на технику отечественного производства.
По подсчетам доцента кафедры корпоративного управления РАНХиГС Виктора Солнцева, реальная стоимость автокредита для небольших компаний составляет 16% при официальной ставке в 9,5%. Ведь предпринимателю приходится оплачивать страховку жизни и транспортного средства (ОСАГО, КАСКО) или получать гарантию в другом банке. Кроме того, есть и дополнительная бюрократическая нагрузка: о полученных от государства льготах представителю МСП надо отчитываться ежемесячно.