В бюджет 2018 г. администрация Трампа включила большой раздел, посвященный энергетике. Бюджет включал в себя предложение о том, чтобы продать половину стратегического нефтяного запаса США для получения дополнительных доходов.
Стратегический запас нефти и нефтепродуктов был введен Конгрессом США в 1875 г. после эмбарго 1973-1974 гг., которое ослабило запасы США. Предполагалось, что запасы будут содержать до 729 млн баррелей сырой нефти.
По состоянию на середину мая этого года стратегические запасы нефти в подземных хранилищах Техаса и Луизианы составляли около 688 млн баррелей.
Если продать 350 млн баррелей, как предполагается в бюджете, это позволит получить около $16,6 млрд.
Однако есть и другая сторона вопроса.
Нефтяное эмбарго не повторится
Несколько лет назад был проведен анализ стратегических запасов нефти, и эксперты составили список рекомендаций относительно того, как использовать эти запасы.Изначально, когда было принято решение о создании стратегических нефтяных запасов, конгресс рассматривал их как защиту от возможных будущих эмбарго мировых производителей.
История вопроса Нефтяной кризис 1973 г. начался 17 октября 1973 г. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам, поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом (Великобритании, Канаде, Нидерландам, США, Японии).
Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась $3 до $12 за баррель. В марте 1974 г. эмбарго было отменено.
Нефтяной кризис 1973 г. был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объемы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу.
Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.
Однако эксперты полагают, что эта задача больше не актуальна.
Эксперты считают, что в наши дни никто не будет отказываться от продажи нефти США, даже если возникнут некие политические разногласия.
В качестве примера, подтверждающего такую точку зрения, эксперты приводят Венесуэлу, которая при Уго Чавесе продолжала поставки нефти в США, несмотря на то что лидер страны регулярно высказывал критические замечания относительно политического руководства США.
При этом государственная нефтяная компания Венесуэлы PDVSA всеми силами стремилась защитить свой доступ к американскому рынку.
То же самое и со странами ОПЕК, которые стремятся сохранить свой доступ на американский рынок.
Снижение зависимости от импорта нефти
Когда арабские страны отказались от поставок нефти в США в 1973-1974 гг., зависимость США от импорта нефти резко выросла.В течение следующих 15 лет доля импортируемой нефти выросла до 70%.
Однако сегодня ситуация изменилась.
Прежде всего добыча сланцевой нефти серьезно изменила ситуацию в США, существенно снизив зависимость страны от зарубежных поставок.
Когда идет речь об открытии дополнительного нефтепровода из Канады, то часто упоминают тот факт, что в скором времени США полностью перестанут зависеть от зарубежных поставок.
Единственной причиной для импорта нефти, полагают ряд аналитиков, остается лишь использование разницы в ценах, чтобы повысить прибыль нефтеперерабатывающих заводов, которые являются основными покупателями сырой нефти.
Есть и еще одно отличие сегодняшней ситуации. В прошлом снижение стратегического запаса нефти допускалось в двух случаях.
Во-первых, это было связано с резкой нехваткой запасов топлива, прежде всего топлива для отопительных целей на северо-восточном рынке.
Во-вторых, это политические угрозы от продажи запасов для снижения цен на сырую нефть.
Это было актуальным, когда цены на нефть достигали $100 за баррель. Сегодня для таких шагов нет никаких оснований, так как цена на нефть ниже $50 за баррель.
В целом в настоящий момент есть два ключевых аргумента против предложения администрации Трампа. И оба эти аргумента исходят от групп, которые имеют серьезную поддержку в администрации.
Однако нефтедобывающие компании США, конечно, не хотят продажи стратегических запасов нефти, так как такая продажа приведет к тому, что на рынке появятся дополнительные баррели.
А это в свою очередь приведет к снижению цен на внутреннем рынке.
А так как американские добывающие компании уже сейчас сталкиваются с низкими ценами на нефть, то маловероятно, что они будут радоваться очередной атаке на свои доходы, которая произойдет из-за решения правительства.
Продажа стратегических нефтяных запасов неминуемо приведет к новой волне банкротств в энергетике, а также к росту активности в сфере слияний и поглощений.
Однако есть и другой аргумент против продажи стратегических нефтяных запасов.
Дело в том, что существование системы стратегических запасов является благоприятным для внутренних производителей.
Продавая нефть для пополнения стратегических запасов, американские компании получают наиболее выгодную цену, причем эти баррели уходят с рынка и не создают дополнительный источник поставок, который мог бы снизить цены.
Кроме того, производители продают государству низшие сорта нефти по премиальной цене.
Другими словами, они повышают свои доходы за счет продаж сырой нефти с высоким уровнем концентрации примесей и серы.
Согласно мнению экспертов около 25% нефти стратегического нефтяного запаса не могут быть использованы для переработки с целью получения нефтепродуктов высшего сорта (авиационное топливо, высокооктановый бензин и др.) по цене, которая удовлетворила бы нефтеперерабатывающие заводы.
Поэтому, в случае если стратегические запасы будут сокращены или полностью распроданы, то эти два ключевых фактора, благоприятных для внутренних производителей, будут утеряны.
При этом эксперты предлагают использовать стратегические нефтяные запасы в качестве инструмента хеджирования, чтобы сбалансировать стоимость и цену, таким образом создавая "дно" для производителей и "потолок" для конечных потребителей нефтепродуктов.
Это позволит снизить влияние ценовых манипуляций, а также позволит "сделать Америку вновь сбалансированной".