InvestFuture

ЦСР: 3% поставщиков получают 80% всех госконтрактов

Прочитали: 1035

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина проанализировал уровень конкуренции на рынке госзаказа в субъектах Российской Федерации: на 3% поставщиков приходится 80% стоимости всех госконтрактов. Аукционы девальвируются, их подменяют серыми технологиями борьбы за долю на рынке.

Российский рынок госзаказа — это рынок с сильной централизацией, устойчивыми цепочками поставок и повсеместным доминированием узкого круга крупных, системных поставщиков. В 2016 году примерно 8,8 тысяч хозяйствующих субъектов законтрактовали более 4,4 трлн рублей. И только 2,98% от всех работавших в госзаказе поставщиков привлекли 80% стоимости всех контрактов, отмечается в "Атласе контрактной системы", подготовленном Центром стратегических разработок.

Принципиально то, что доминирование крупных поставщиков свойственно всем субъектам Российской Федерации. Анализировалась доля (в процентах) поставщиков, привлекающих 80% госзаказа, от их общей численности по региону. Значения этого показателя оказались единообразными по всем территориям страны и массивам данных. Доля доминирующих компаний варьируется с 2,05% от общего количества поставщиков, работающих в московском регионе, до 12,86% — в Республике Северная Осетия. Для рынка госзакупок характерна централизованная модель исполнения контрактов. Медиана в 5% подтверждает: в регионах госзаказ концентрируется у крупных поставщиков. Процедуры торгов — аукционов, конкурсов и запроса котировок — были и остаются гарантом добросовестной конкуренции. Однако сейчас конкурентные процедуры отбора девальвируются, трансформируясь в квазиторги.

Вне зависимости от причин, по которым имеют место квазиторги, они подменяют публичное состязание серыми технологиями борьбы за долю на рынке. Контракты, заключенные в 2016 году по итогам несостоявшихся торгов, в целом по Российской Федерации, составляют 34% от общей суммы контрактов, зарегистрированных за этот период в ЕИС. Их совокупная стоимость превысила 1,8 трлн рублей. Вклад квазиторгов в общие итоги монополизации госзаказа — прямой и крайне высокий. Коэффициент корреляции между двумя массивами данных составляет единицу.

Что касается субъектов Российской Федерации, то большинство регионов демонстрирует высокие и очень высокие показатели несостоявшихся торгов.

При учете всех заказчиков, работавших на территории, в 26 субъектах Российской Федерации стоимость контрактов по итогам несостоявшихся торгов превышает 50% от общей стоимости контрактов. А при учете контрактов только региональных и муниципальных заказчиков рубеж в 50% оказывается превышенным уже у 31 субъекта Российской Федерации.

Во втором случае растут и абсолютные значения показателя. Так, доля контрактов по итогам несостоявшихся торгов возрастает до 80,83% у Республики Ингушетия, до 78,27% у Республики Мордовия, до 70% у Чеченской Республики, до 63,66% у Оренбургской области. Однако есть регионы, которые продемонстрировали наименьшую, фоновую долю контрактов по итогам несостоявшихся торгов: Республика Татарстан — 13,49%, г. Москва — 16,16%.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 29, среднее: 4.55 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
ЦСР: 3% поставщиков

Поделитесь с друзьями: