Третий день подряд в Багдаде усиливаются протесты, которые перекидываются на южные иракские города. Протестующие выступают против коррупции и безработицы, отключений электроэнергии и нехватки воды. Уже прозвучали требования об отставке правительства.
После того как в ходе акций протеста 1-2 октября погиб 21 человек, сотни получили ранения, 3 октября премьер-министр Ирака Адель Абдул Махди объявил комендантский час в Багдаде и трех других городах на юге.
«Всем транспортным средствам и частным лицам запрещено передвигаться в Багдаде с 3 октября, начиная с 5 часов утра вплоть до дальнейших уведомлений», - говорится в заявлении Абдула Махди.
Работа посольства США в Багдаде приостановлена до тех пор, пока не будет отменен комендантский час.
В большинстве районов Ирака был отключен интернет, население лишилось доступа к социальным сетям, включая Facebook, Twitter и Instagram. Однако после объявления Абдула Махди в пятницу, 4 октября, что он намерен решить эти проблемы, интернет был снова подключен.
По данным местной полиции, в городе Эр-Рифаи на юге Ирака протестующие открыли огонь утром 3 октября. В ходе акций были ранены десятки человек, в том числе, 5 полицейских.
Силы безопасности разделили Багдад на отдельные районы, в попытке контролировать каждую часть в отдельности.
Группа разгневанных демонстрантов собралась на дороге к международному аэропорту в Багдаде, пытаясь перекрыть аэропорт. Однако ее разогнали силы безопасности, использовавшие слезоточивый газ и пули. В четверг в аэропорту объявлено, что изменений в расписании рейсов нет.
Акции протеста продолжились 3 октября, когда протестующие и силы безопасности получили ранения, в том числе глава Оперативного командования Багдада, генерал-майор Мохаммед Сабри.
На смену федеральной полиции и армии постепенно приходят Силы народной самообороны, которые, тем не менее, одеты в полицейскую и военную форму, чтобы избежать роста негативных настроений против них.
Как отметил один из анонимных источников, над Багдадом летают дроны, которые могут использоваться разведывательной службой Сил народной самообороны, чтобы выявлять лидеров и организаторов протестов.
И пока среди протестующих распространяются антииранские лозунги и горящие иранские флаги, в четверг Иран закрыл два пограничных пункта с Ираком, Хосрави и Хазабех, используемых шиитскими паломниками, которые переходят из Ирана в Ирак, чтобы посетить святыни шиитских имамов.
Святыню Имама Хусейна в Кербеле должны посетить миллионы иранских паломников, которые приезжают в Ирак на Арбаин, который состоится через две недели. Перед протестами ряд иранских чиновников приехали в Ирак, чтобы скоординировать и облегчить передвижение иранских паломников, количество которых сейчас значительно снизилось.
Несмотря на меры правительства по контролю за протестами, обещание выполнить требования протестующих, протесты усиливаются.
Официальных сообщений о росте числа погибших и раненых в четверг пока нет.
Представитель аятоллы Али Систани должен высказать позицию аятоллы в отношении акций протеста во время пятничной молитвы 4 октября. Однако маловероятно, что слова Систани повлияют на протестующих.
Большинство протестующих — это молодежь в возрасте до 20 лет. Они не являются религиозно консервативными и не подвержены влиянию религиозных властей. Скорее, они действуют на эмоциях, они злы, им нужны быстрые решения. Они выдвигают экстремальные требования: изменение конституции, смена парламентской системы на президентскую, замена Абдула Махди уволенным главой по борьбе с терроризмом Абдулом Вахабом аль-Саиди.
Толпам молодых протестующих нечего терять. Они храбро идут навстречу силам безопасности, под пули, дубинки и слезоточивый газ. Сейчас они становятся опасной силой.
Хотя несколько человек, в том числе Муктада ас-Садр, долгое время возглавлявший акции протеста, пытались быть посредниками между протестующими и правительством, протестующие не намерены уходить с улиц и просто прекращать протесты.
Единственное, что могло бы успокоить сейчас улицу, - это отставка премьер-министра. И если протесты продолжатся, этот исход событий станет все более вероятным.