Израиль, маленькая страна с населением около 8,5 млн человек, стала одним из мировых технологических лидеров. Андрей Биветски, генеральный директор SAP Labs CIS и член делового клуба Solomon, попробовал разобраться в секрете израильского "стартап-чуда".
Государство-стартап
Начнем с того, что само государство Израиль и один из двух государственных языков, иврит, – это, по сути, стартапы. В юном для государства возрасте, в 70 лет, Израиль добился значительных успехов по многим показателям: система социальной защиты и высокий уровень здравоохранения, профицитный госбюджет и парламентская демократия, технологичная армия, продвинутая образовательная система и высокоразвитый финансовый сектор. Страну-стартап можно считать успешной, если в ней наблюдается рост трудозанятого населения и постоянно проживающих людей. За последние 36 лет население Израиля выросло с 4,1 млн до 8,5 млн жителей, при низком уровне безработицы для Ближневосточного региона – всего лишь 4,6%.Экономические показатели израильской экономики: инфляция снизилась до 0,2%, ВВП вырос более чем в 10 раз и достиг $319 млрд, а ВВП на душу населения превысил $33 тыс. Общий объем экспорта страны вырос в 10 раз до $92 млрд, и $23 млрд из этой суммы составляет экспорт технологических продуктов
Исторические геополитические условия и естественные ограничения сыграли свою роль в развитии страны: отсутствие полезных ископаемых, недостаток пресной воды, недружественное политическое окружение. Небольшое население и низкая емкость рынка – это важная причина, из-за которой в стране стали появляться именно глобальные стартапы. Израильские технологические предприниматели сразу думают о том, как создавать глобальный продукт.
Существует определенный набор критериев и факторов, по которым эксперты оценивают готовность стран или регионов стать "хабами" для технологических предпринимателей. Среди таких критериев – количество новых стартапов, которые появляются каждый год, объемы инвестиций и сделок по покупкам компаний, доступ к рынкам и венчурному капиталу, наличие талантливых специалистов на рынках труда, условия жизни и работы для сотрудников и основателей. Израиль находится в числе стран-лидеров по многим из этих параметров.
Миллиардные инвестиции и рост венчурной индустрии
Больше всех слов об успешности израильских стартапов говорят новости о сделках и озвученные суммы. В прошлом году Intel приобрел разработчиков систем для беспилотных автомобилей Mobileye за $15 млрд. В 2013 г. Google купила приложение Waze за $1,1 млрд, а IBM – Trusteer, разработчиков систем кибербезопасности для банков, за $1 млрд. SAP не остается в стороне: в конце 2017 г. мы приобрели аналитическую компанию Gigya за $350 млн.Культура и ментальность населения также играют важную роль. Очень большая доля израильского населения работает в научных учреждениях, стартапах или технологических компаниях. При этом в обществе превалирует следующая точка зрения: успешный человек должен основать свой стартап или работать в стартапе, а не в корпорации. Если человек является не инженером или ученым, а менеджером, то он должен стать венчурным капиталистом или ментором для технологических предпринимателей.
Каждый год в Израиле появляется более 1 тыс. новых технологических компаний. В 2017 г. инвестиции в израильские стартапы составили рекордные $5,25 млрд, при том, что общий объем сделок по приобретению израильских стартапов превысил в 2017 г. $24 млрд (конечно,15 из них – это сделка по продаже Mobileye). Только в марте 2018 г. инвестиции в стартапы из Израиля составили около $300 млн.
Секреты успеха
В чем состоит секрет успеха Израиля в сфере высоких технологий? Почему многие глобальные ИТ-компании выбирают именно эту страну в качестве "базы" для своих центров для разработки и исследований? Об этом рассказал Аарон Аарон, руководитель Израильского комитета инноваций (Israel Innovation Center), успевший за свою карьеру поработать во многих технологических компаниях и венчурных организациях в Израиле и США.Господин Аарон отметил, что вся местная экосистема – государство, венчурная индустрия, корпорации, friends & family (друзья и семья, близкое окружение) – помогают предпринимателю создать успешный проект. Все части работают слаженно, как шестерни одного двигателя, что помогает двигать систему вперед.
У израильской стартап-индустрии есть и свои исторические особенности. Важную роль в развитии технологической сферы играет армия: многие стартаперы выходят из нее или же основывают компании вместе с сослуживцами. Армейские структуры приобретают разработчиков решений в сфере кибербезопасности.
Сильная кадровая база на рынке труда позволяет разрабатывать конкурентоспособные технологические продукты. Образовательная система помогает постоянно находить необходимые научные и инженерные кадры, недаром студенты из других стран приезжают в Израиль, чтобы получить высшее образование. Еще один вариант поиска новых сотрудников – это офисы глобальных корпораций. В Израиле работают все ведущие мировые ИТ-лидеры, от Apple и Google до Tencent и Facebook. Не стоит забывать, что такая общераспространенная технология, как USB, была придумана именно здесь.Израиль является мировым лидером по затратам государства на гражданские НИОКР разработки: 4,3% ВВП в сравнении с 2,4% в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (включая США, Великобританию, Германию и др).
В стране существует сильная венчурная индустрия, поэтому многие предприниматели не стремятся эмигрировать в другие страны. Здесь работают как частные венчурные фонды, так и инвестиционные программы международных корпораций. Данные о сделках и инвестициях, приведенные выше, показывают успешность работы венчурных капиталистов в стране. Израиль занимает первое место в мире по доле венчурных инвестиций в общем объеме ВВП в размере 0,38% и опережает по показателю даже США.
Дух предпринимательства
Однако главная составляющая израильского успеха – это все-таки культура или даже дух предпринимательства у людей, кураж исследователя и самоопределение: "Что есть личный успех? Куда направлен вектор успеха для себя и своих детей?".Орна Кляйнман, генеральный директор израильской SAP Labs, говорит, что друзья и родственники постоянно спрашивают ее: "Орна, ну когда ты уже созреешь для создания такого своего маленького, серьезного стартапа?". В этом вопросе нет иронии: сегодня хайтек-сообщество Тель-Авива и его окружение, от детей до старшего поколения, видят должность руководителя центра R&D глобальной корпорации только как ступеньку для получения опыта перед созданием "своего дела". Успешный специалист должен научиться готовить бизнес-план, питчить инвесторов, вывести команду на глобальный рынок… и затем продать свою компанию Google, Intel, Microsoft или SAP.
Это принципиально отличается от ментальности людей высокоразвитых стран с мощными корпорациями, таких как Германия, Япония или Корея. Там успешные управленцы или ведущие специалисты – это сотрудники крупных предприятий, "голубых фишек" на бирже или высокопоставленные госслужащие.