Министерство финансов РФ нашло изъяны в механизме покупки валюты на сверхдоходы от продажи нефти и теперь планирует его пересмотреть. Окажет ли это дополнительное давление на курс национальной валюты?
В рамках нового бюджетного правила сумма, которую Минфин направляет на покупку валюты, будет отвязана от заложенного в бюджет курс рубля. Такое заявление в интервью Reuters сделал замминистра финансов Владимир Колычев.
Произойдет это в 2018 г., когда и будет модифицировано бюджетное правило. Тогда объемы интервенций будут зависеть не от прогнозного, а только от фактического курса рубля.
Владимир Колычев"Идея в том, чтобы объемы не зависели от прогнозного, а только от фактического курса. Сейчас исходя из того, какой в бюджете стоит курс, считаются базовые нефтегазовые доходы, с которыми сравнивается факт, и результат используется при определении объемов операций".
Напомним, Минфин начал покупки валюты в начале февраля этого года. Ведомство рассчитывает отклонение нефтегазовых доходов от заложенных в бюджете на основании котировок нефти Urals, фактически сложившегося курса рубля и ожидаемого курса.
Владимир КолычевТаким образом, Минфин не раз сталкивался с ситуацией, когда при примерно равных нефтегазовых доходах в рублевом эквиваленте государство получает меньше налогов из-за укрепившегося курса. В результате денег на покупку валюты остается меньше.
Для сравнения, еще в феврале Минфин направлял на покупку валюты 6,3 млрд руб. в день, а в июне эта сумма сократилась практически до нуля и составила всего 3,5 млн руб.
Парадокс в том, что интервенции вроде бы как планировались в том числе для противостояния укреплению курсу рубля, однако на деле получилось, что укрепление курса снижает объем нефтегазовых доходов и соответственно объем интервенций, которые по задумке должны этому укреплению противостоять.
Владимир Колычев "Использование прогнозного курса чревато тем, что объемы операций становятся процикличны потокам капитала. Это вносит искажение".
Этот недочет и собираются устранить в Минфине.
Владимир Колычев"Мы обсуждаем исключение из расчета учтенного при формировании бюджета прогнозного курса рубля. Это позволит устранить влияние потоков капитала на определение объемов этих операций и приблизит к цели снижения зависимости экономики от динамики цен на нефть".
Но здесь есть и еще один немаловажный момент. Если курс рубля будет падать быстрее, чем цены на нефть, то и в этом случае Минфин опять же будет получать больше сверхдоходов, и в этом случае уже ведомство будет делать курс рубля еще слабее. Сложно сказать, учитывают ли в Минфине этот момент.