Итоги предыдущих торгов
Майские фьючерсы на нефть Brent: $64,57 (+4,23%)
Майские фьючерсы на нефть WTI: $60,97 (+4,11%)
Спред между актуальными контрактами на марки Brent и WTI составляет около $3,5 в пользу Brent.
В деталях
Пристальное внимание участников рынка нефти по-прежнему остается прикованным к ситуации в Суэцком канале, где огромный контейнеровоз Ever Given сел на мель и полностью парализовал судоходное движение. В результате поток нефти и нефтепродуктов по этой важной транспортной артерии оказался перекрыт. По оценке аналитической компании Kpler, в 2020 г. морские поставки нефти составляли 39,2 млн баррелей в сутки (б/с) из которых около 1,74 млн б/с или 4,4% проходило через Суэцкий канал. Также через канал проходит около 1,54 млн б/с или 9% всех морских поставок нефтепродуктов. Теперь танкеры с нефтью с Ближнего Востока вынуждены идти обходным путем через юг Африки, что существенно растягивает сроки доставок и может создать локальный дефицит в отдельных регионах. Ставки фрахта на нефтяные перевозки выросли почти в 2 раза.
Первоначальная оценка сроков, за которые ситуация может нормализоваться, составляла несколько дней. Но теперь организаторы спасательной операции говорят, что если не удастся освободить судно во время приливов, то речь будет идти уже о нескольких неделях. Переоценка влияния форс-мажора на мировые поставки спровоцировала повторный всплеск котировок нефти на торговой сессии в пятницу.
Дополнительным психологическим фактором, подстегнувшим активность покупателей, стала эскалация военной обстановки на Ближнем Востоке. Йеменские силы хуситов в пятницу заявили, что начали атаки на объекты саудовской нефтяной компании Saudi Aramco. Наиболее яркий прецедент в этой области произошел в сентябре 2019 г., когда из-за подобной атаки была приостановлена половина всей добычи королевства или около 5% от мировой добычи.
Фьючерсы на Brent вновь оказались в районе $64,5 за баррель. На графике достаточно четко сформировался коридор $60–65 за баррель, который может оставаться актуальным для нефти в ближайшее время.
В то время как внимание рынка сосредоточено на краткосрочных драйверах, не стоит также забывать про среднесрочные тенденции. Перед тем, как Ever Given застрял в Суэцком канале, котировки стремительно снижались из-за опасений по поводу низких темпов восстановления спроса. Новая волна COVID-19 в Европе уже начинает тянуть за собой очередную порцию локдаунов, что может повлиять на рыночный баланс.
В этой ситуации важным фактором будет решение ОПЕК+ по уровню добычи в мае, которое может быть принято на встрече альянса в четверг 1 апреля. По мнению специалистов инвестиционного банка Goldman Sachs, члены альянса сохранят действующий уровень сокращений, в том числе останутся в силе добровольные сокращений со стороны Саудовской Аравии. При этом к сентябрю банк ожидает увеличение добычи ОПЕК+ на 3,4 млн б/с.
Данные Baker Hughes в пятницу показали продолжение роста буровой активности. Число активных буровых установок в США за неделю выросло на 6 уст. до 324 уст. Ранее в начале марта рост замедлялся из-за последствий аномальных заморозков в Техасе. Сейчас опережающий показатель американской добычи продолжает расти, что указывает на вероятность сильной динамики предложения американской нефти во II полугодии 2021 г.
В то же время в Канале продолжается сезонный спад из-за плохих погодных условий. Число активных буровых установок сократилось до 31 уст. (-10 уст.). Число газовых установок в США и Канаде изменилось незначительно.
Сегодня с утра индонезийская государственная нефтяная компания Pertamina сообщила о воскресном пожаре на нефтеперерабатывающем заводе мощностью 125 000 б/с. Выпадение спроса со стороны индонезийского НПЗ в этом объеме вряд ли может оказать существенное влияние на мировой рынок, однако с точки зрения внутридневного сентимента эта новость может выступить поддерживающим фактором.
С утра фьючерсы на Brent торгуются на 0,3% ниже уровней закрытия предыдущего дня.
БКС Мир инвестиций