Недавно прошла встреча делегации руководителей крупных немецких корпораций с президентом России Владимиром Путиным.
Такие делегации не являются чем-то необычным. Иногда это рутинные мероприятия, иногда – обычная дань вежливости. Но иногда они реально имеют значение. В случае отношений Россия-Германия такие встречи всегда потенциально значимы.
Для Германии решающее значение имеют два вида отношений. Один - с Европейским союзом, другой - с США. В настоящее время ни одни из них не являются стабильными. Brexit, испанский кризис, Германия, враждующая с Польшей, и нерешенные экономические проблемы Южной Европы разрывают Евросоюз. Немцы и власти ЕС утверждают, что ничего из этого не угрожает блоку. Фактически в течение почти десятилетия после 2008 г. Европа добилась очень скромного экономического роста. Но немцы понимают опасности, которые ждут впереди, даже если Брюссель этого не понимает.
Многие из проблем ЕС являются политическими, а не экономическими. Польша и Германия накаляют напряженность, пытаясь решить дилемму между правом на национальное самоопределение и правилами ЕС. Это та проблема, которая стояла и перед лицом Brexit.
Испания погрузилась в спор о природе нации и праве региона отделиться, в то время как ЕС рассматривает, какую роль он должен играть во внутренних делах государства-члена. И хотя проблемы в Южной Европе являются экономическими, тот факт, что Европа добилась минимального роста, не означает, что такой рост будет устойчивым, также это не говорит о том, что темпы роста близки к решению глубоких структурных проблем континента.
Как фактический лидер ЕС Германия должна проявлять уверенность при рассмотрении последствий неудачи. Отношения Германии с США остаются неурегулированными – и не только из-за личности президента Дональда Трампа.
Стратегическая и экономическая ситуация в Европе резко изменилась с начала 1990-х гг., когда рухнул СССР: Германия воссоединилась, и был подписан важный Маастрихтский договор, но структурные отношения Германии с США не изменились.
Оба являются членами НАТО, но придерживаются совершенно разных взглядов на свою миссию и экономику. Германия является четвертой по величине экономикой в мире, но ее финансовый вклад в НАТО не отражает этого. Остается Россия. Американская политика в отношении России ужесточилась, после того как Демократическая партия заняла интенсивную антироссийскую позицию после президентских выборов - более интенсивную, чем у Республиканской партии, у которой всегда были неспокойные отношения с Россией.
Кризис в Украине продолжает расти, пока американские войска развернуты в странах Балтии, Польше и Румынии. Это усилило разногласия в ЕС. Германия не заинтересована во второй Холодной войне; Восточноевропейские страны все больше расходятся с немцами по этому вопросу и сближаются с американцами. И пока отношения Германии с ключевыми восточноевропейскими странами проходят проверку, дополнительное напряжение политики США в регионе представляет угрозу для интересов Германии.
Германия хочет, чтобы российская проблема утихла. США и их восточноевропейские союзники думают, что это можно сделать за счет конфронтации. Внешняя политика Германии оставалась примерно такой же с 1991 г., даже когда реальность на международной арене резко изменилась. Это вынуждает Германию принять решение, которое она не хочет принимать. Она должна подумать о том, что произойдет, если продолжится распад ЕС и если политика европейских стран продолжит расходиться. Она должна учитывать, что произойдет, если США продолжат формировать динамику Европы таким образом, чтобы Германия противостояла врагам США или отказывалась это делать. Речь идет не только о России – тот же вопрос относится и к Ирану.
Германия не может существовать без стабильных экономических партнеров. Она никогда не была самодостаточной, с тех пор как воссоединилась. Она должна рассмотреть альтернативы. Самой очевидной альтернативой для Германии всегда была Россия, будь то альянс или завоевание.
Германия нуждается в российском сырье. Это также требует, чтобы российский рынок был гораздо более надежным, чем сейчас, чтобы он мог покупать больше немецких товаров. Но Россия неспособна к быстрому экономическому развитию без внешней помощи, а с падением цен на нефть необходимо быстрое развитие, чтобы стабилизировать свою экономику. Германия нуждается в успешной российской экономике, и то, что она может предложить России, - это капитал, технологии и управление. Взамен Россия может предложить сырье и рабочую силу.
Соглашение с Россией могло бы удержать Восточную Европу на германской орбите. Учитывая контекст ситуации и альтернативы Германии, российский вариант стоит дорого, но потенциально очень выгоден. Но у Германии проблемы с Россией. Каждая предыдущая попытка налаживания отношений или завоевания терпела неудачу. Поддержание российской экономики для создания надежного рынка для немецких товаров, безусловно, принесет пользу обеим странам, но также изменит баланс сил в Европе.
Сейчас Германия в военном отношении слаба и экономически сильна. Россия умеренно сильна в военном и экономическом отношении. Союз с Германией мог бы значительно укрепить российскую экономику, а вместе с ней и военную мощь.
Уйдя от США и отказавшись от военной силы на остальной части европейского полуострова, Германия могла оказаться в прежнем положении: уязвимая для российской власти, но без союзников против России.
Поездка корпоративных руководителей в Россию не является чем-то новым и не несет серьезное изменение политике Германии. Но это часть непрерывного процесса. Поскольку международная реальность меняется в зависимости от того, что требуется Германии, Германия должна найти другой путь.
В краткосрочной перспективе США подвержены циклической рецессии, в Европе, особенно в Восточной Европе, растет враждебность по отношению к Германии. Китай сталкивается с внутренними проблемами. Есть ряд других вариантов, не только Россия, которая исторически являлась самым опасным вариантом для Германии.