В ноябре 2017 года мировые рынки потряс крупнейший суверенный инвестиционный фонд мира, Нефтяной фонд Норвегии, размер активов которого достигает $1 трлн. Представители фонда заявили, что намерены отказаться от вложений в акции нефтегазовых компаний на общую сумму $35 млрд, чтобы защитить экономику Норвегии от постоянного падения цен на нефть и газ.
Однако спустя почти 2 года Нефтяной фонд Норвегии планирует сократить инвестиции уже не на $35 млрд, а на $6 млрд. Это меньше, чем доля Фонда в одной только компании Shell. Норвежские экономисты отмечают, что подобное решение станет, скорее символическим шагом, который не окажет должного эффекта.
Первоначальное предложение шокировало рынки. Инвесторы задались вопросами, откажутся ли другие крупные фонды от инвестиций в нефтегазовый сектор, в то время, когда акционеры и экологи все активнее призывают крупные нефтяные компании серьезно отнестись к проблеме изменения климата и подготовить свои бизнес-портфолио к пиковому спросу на нефть, когда бы он ни произошел.
После нескольких месяцев обсуждений 8 марта министерство финансов Норвегии приняло решение об исключении из Фонда 134 нефтегазовых компаний.
По состоянию на конец 2018 года норвежскому фонду принадлежали доли в компаниях, занимающихся разведкой и добычей нефти, на сумму $7,8 млрд (66 млрд норвежских крон).
Для сравнения: по состоянию на конец 2018 года Фонду принадлежали акции в нефтегазовых компаниях на общую сумму $37 млрд, инвестиции проводились в 341 компанию. При этом, менее 1% Фонд инвестировал в компании Exxon и Chevron, 2,45% ─ в Shell, 2% ─ в Total, 2,31% ─ в BP и 1,59% ─ в Eni. Доля в одной только Shell составляла $5,9 млрд.
Теперь, спустя 2 года после первоначального предложения, Норвегия готова принять окончательное решение о том, какие компании она исключит из своего Нефтяного фонда. Хотя, по сути, она довольно сильно сократила первоначальный список компаний, которые собиралась исключить, оставив в нем лишь те компании, которые занимаются разведкой и добычей нефти. При этом, Фонд по-прежнему будет инвестировать в крупные нефтяные компании. Согласно изменению категорий индекса FTSE Russel по состоянию на 1 июля 2019 года, ряд нефтяных компаний переходят из категории «разведки и добычи» в категорию «переработка и сбыт». В итоге, они не смогут попасть в ту категорию компаний, от инвестирования в которые Норвегия готова отказаться.
Согласно расчетам Bloomberg, на конец 2018 года норвежскому фонду принадлежали акции ряда компаний в категории «производители сырой нефти» на общую сумму $5,7 млрд. Это меньше, чем доля Фонда в Shell на $5,9 млрд.
Фонд может прекратить инвестирование в ряд американских производителей нефти, состоящих в категории «производители сырой нефти» по FTSE Russell: Anadarko, Apache Corp, Chesapeake Energy, Concho Resources, Continental Resources, Devon Energy, Diamondback Energy, EOG Resources, Marathon Oil Corp, Murphy Oil, Occidental Petroleum, Pioneer Natural Resources. Это лишь часть американских компаний, занимающихся сланцевой нефтедобычей.
Запланированная продажа активов норвежским фондом окажет незначительное влияние на глобальные индексы акций нефтегазовых компаний. Тем не менее, это повлияет на нефтяные компании США, которые окажутся в окончательном списке продаж Фонда.
Общее влияние крупнейшего в мире инвестиционного фонда, отказывающегося от инвестиций в ряд нефтяных компаний, будет незначительным для фондовых рынков. Однако его запланированные действия могут заставить институциональных инвесторов пересмотреть свое участие в нефтегазовом секторе. Призывы к тому, чтобы постепенно уходить из этого сегмента, становятся все громче.