В 1964 г. группа профессоров, активистов и ученых подготовила отчет, в котором предупреждала президента США Линдона Б. Джонсона о трех угрозах, в том числе о "революции кибернетизации", которая привела бы к тому, что огромное количество людей потеряют работу. Также группа исследователей представила список рекомендаций по предотвращению каждой из угроз.
Первое и самое важное - масштабная программа развития нашей образовательной системы. В течение десятилетий образование являлось решением проблемы наступающих технологий, которые заменят человеческую рабочую силу, поскольку люди в разных профессиях от юридического работника до работника в системе фастфуд осознают возможность того, что машины скоро будут делать работу быстрее и точнее.
В последние месяцы реформирование образования и обучение людей для решения этих будущих задач было рекомендовано Всемирным экономическим форумом, международной консалтинговой компанией McKinsey и бывшим мэром Нью-Йорка Майклом Блумбергом.
Одна из причин, по которой многие из них возлагают надежды на образование, заключается в том, что эта стратегия уже доказала свою эффективность в прошлом. Промышленная революция создала квалифицированную рабочую силу не только на фабриках, где работали машины, но и в офисах. Образование стало важнее, чем работа на сельских фермах, а улучшение условий обучения помогло повысить уровень жизни людей рабочего класса.
Но та же стратегия не сработает сегодня, пишет бывший экономический консультант и аналитик Бюро статистики труда Райан Авент в своей недавно выпущенной книге "Богатство людей". Он уверен, что улучшения в сфере технологий за последние пару десятилетий продлятся и в будущем, добавляя, что чем лучше будет искусственный интеллект, тем более искусные получатся роботы.
Влияние роботизации на рынок труда США и Европы"Поскольку машины выполняют работу все лучше и лучше людей, среднестатистический человек сможет рассчитывать на малооплачиваемую работу: сиделки, обслуживающий персонал, швейцары.
Другая версия связана с более щедрыми социальными пособиями или возможностью получения базового основного дохода, так как люди будут вытеснены роботами и смогут работать меньшее количество часов.
Образование и профессиональная подготовка были успешными стратегиями на пути адаптации к такому крупномасштабному технологическому сдвигу в индустриальной экономике. И на это были две причины. Во-первых, технологии были несколько иными: большие мощные машины, которые нуждались в людях-контроллерах. Заводы Генри Форда не работали без тысяч и тысяч людей. Таким образом, технологии должны были работать с людьми, а не заменять их. Но сегодня это не так.
Самое главное, что отличало прошлое от сегодняшних реалий: в начале промышленной революции большинство людей вообще не имели образования. Они не умели читать-писать. У них практически не было научной подготовки.
Таким образом, вы могли бы оказать огромное влияние на уровень образования населения просто за счет привлечения людей в начальные школы или в средние школы и обучению их азам математики, чтению и естественным наукам. Вы могли удвоить или утроить образовательные достижения населения. Теперь в странах с развитой экономикой около 90% работающих взрослых закончили среднюю школу, а около 40% получили какую-то степень высшего образования. Поэтому гораздо сложнее сказать, что у нас будет такой же рост образовательного уровня населения.
Однако, если говорить о владении компьютерными технологиями, не все новые рабочие места потребуют специального образования в области информатики. Количество рабочих мест, которые относятся к категориям производителей, на самом деле довольно мало. Мы говорим о тысячах, может быть, десятках тысяч, но не о миллионах и десятках миллионов рабочих мест. Если мы говорим о потерях рабочих мест в сфере розничной торговли или транспорта, мы говорим о миллионах и десятках миллионов рабочих мест.
Другое дело, если речь идет о работе в сфере ухода за больными и престарелыми членами общества. Люди действительно лучше подходят для выполнения этой работы, но здесь нужно гораздо меньше людей, чем ожидается в реальности.
В то же время многие думают, что терапевтические процедуры может проводить только человек. Необязательно. Иногда людям легче поделиться проблемами с машиной, а не с человеком. Поэтому вряд ли в здравоохранении будет ожидаемое количество рабочих мест. Другое дело, что чем больше рост занятости в здравоохранении, тем больше вероятность того, что не стоит ждать повышения производительности труда, что сделало бы систему здравоохранения более дешевой и доступной. И это плохо. В конечном итоге мы хотим, чтобы люди получали доступную медицинскую помощь.
За последние два-три десятилетия заработная плата была довольно стабильной для большинства людей, но не для квалифицированных специалистов. Скорее всего, это будет меняться, потому что квалифицированных специалистов будет становиться все больше. Может быть, потому что можно будет, например, отсканировать документы из больницы в Америке и отправить их врачу в Индию, и это намного дешевле, чем привлечь больше людей в США. Машины, которые могут эффективнее выполнять работу врачей, – это то же самое, что увеличение количества врачей. Тот же эффект.
Поэтому, если образование и различные образовательные программы не спасут нас, мы не сможем рассчитывать на универсальный базовый доход. Хотя в краткосрочной перспективе, примерно в ближайшие десять-двадцать лет, эта проблема на самом деле относительно управляема. Мы близки к использованию беспилотных автомобилей, но все равно пройдет еще десять лет, прежде чем на дороге будет большое количество такого вида транспорта. Есть много вещей, которые могут улучшить условия рабочих. И некоторые из них делают все инвестиции, которые мы не делали в инфраструктуре и научных исследованиях, что значительно облегчает получение дошкольного образования, хорошего начального или среднего образования, без необходимости взваливать на себя гору долгов.
Через довольно длительный период времени вам не придется прыгать прямо в технологическую утопию, где каждый получает основной доход и живет в мирах виртуальной реальности весь день. Есть тонкая утопия, в которую мы можем попасть. В начале XX века было множество правил, которые облегчали жизнь рабочих, поэтому они не были измотаны машинами, а детям не разрешалось работать на фабриках. Были внесены всевозможные изменения, чтобы люди могли получать пенсию и дополнительные доходы.
Так получилось, что доходы сильно выросли, а рабочие часы для большинства людей ощутимо сократили. Люди все еще работали полный рабочий день, но работа полный рабочий день в 1955 г. сильно отличалась от работы полный рабочий день в 1890 г. Возможно, все движется в этом направлении. И через 30 или 40 лет большинство людей будет работать 20 часов в неделю и получать чуть больше поддержки со стороны правительства".