Россия и Китай заключат соглашения на $12 млрд, но это сумма выглядит незначительной Бюрократизм в российском госаппарате не дал возможности оперативно привлечь капитал из Китая в последние годы Улучшение отношений между Пекином и Вашингтоном и экономический компромисс сделают Россию менее выгодным партнером для КНР
Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин во время неформальной встречи обсудили ситуацию на Корейском полуострове и сирийский вопрос, а также выступили за сохранение стратегического сотрудничества.
Лидеры стран также договорили привлечь стороны конфликта к решению ядерной проблемы в регионе путем диалога и переговоров.
"Также должны активизировать свою коммуникацию и координацию усилий по региональным и глобальным проблемам с целью преодоления вызовов и рисков и содействия стабильности, миру и процветанию", — говорится в сообщении агентства "Синьхуа".
3 июля начался двухдневный визит Си Цзиньпина в Россию. Это уже шестой визит китайского лидера в Москву с 2013 г., когда он вступил в должность. В преддверии своей поездки Си заявил о беспрецедентно высоком уровне отношений между Россией и Поднебесной, выразив надежду, что встреча с Путиным даст новый импульс развитию отношений.
Особенно символично этот визит выглядит в преддверии саммита G20 в Гамбурге, который стартует на этой неделе в пятницу. И тема КНДР стала основной сейчас, как это случится и в Гамбурге.
Россия и США предлагают абсолютно разные варианты решения этой проблемы. Если Вашингтон настаивает на усилении давления и даже не исключает силового решения, то Москва настаивает на взаимной сдержанности и переговорах. Пекин будет иметь решающий голос, поэтому Си необходимо понять позицию России сейчас.
Но ситуация на Корейском полуострове – это только верхушка айсберга. Главе КНР необходимо определиться с тем, как выстраивать диалог с США и президентом Дональдом Трампом дальше.
Противостояние США и Китая
Учитывая весьма агрессивную риторику Трампа в ходе предвыборной кампании и в первые месяцы на посту президента, Пекин достаточно осторожно рассматривает Вашингтон в качестве своего главного партнера. Трамп критикует торговый профицит торговых партнеров и даже готов был объявить Китай валютным манипулятором, но в результате Пекин и Вашингтон договорились о поставках говядины и газа.Судя по всему, риторика США все сильнее будет изменяться, что прямо свидетельствует о корректировки отношения американских чиновников к Поднебесной.
Поскольку невозможно быстро перенести производство из того же в Китая в США, хотя бы потому, что в Америке есть серьезный недостаток квалифицированных рабочих в ряде отраслей, Белому дому нет никакой необходимости обострять отношения, усиливая риски для себя.
Фактически для Трампа и большинства других американских политиков Китай не является угрозой сам по себе, но может использоваться в качестве "экономической страшилки".
Более вероятным представляется некоторый экономический компромисс, который устроит обе стороны. Такое конструктивное предложение может выражаться в обязательствах Китая открыть для американских товаров некоторые рынки, сдерживать, например, демпинг со стороны сталелитейной отрасли, а Америка объявит об увеличении поставок нефти и газа, что позволит снизить дефицит торговли.
Политико-экономический треугольник и упущенный момент
Треугольник "Россия - Китай - США" традиционно подразумевает непростые дипломатические, экономические и культурные связи. В рамках этих отношений сторонам приходится действовать с оглядкой на остальных партнеров.Учитывая, что отношения России и США значительно ухудшились в последние годы, а новый президент не принес особых изменений к лучшему, Москве хотелось бы найти большого союзника в лице Пекина, а вот Вашингтону это сближение не нужно.
Чтобы остановить это сближение, необходимо всего лишь отменить или смягчить антироссийские санкции, но Трамп практически не имеет влияния на конгресс и сам вынужден действовать в условиях ограниченных возможностей.
Но и отношения РФ и КНР также далеко не простые.
С одной стороны, личность Владимира Путина в Китае является весьма популярной. Пик популярности пришелся на 2014-2015 гг. С момента начала кризиса на Украине книги о российском президента традиционно находятся в списке бестселлеров, а из-за его визита в КНР в 2015 г. популярность росла дополнительно. И с тех пор она находится на высоком уровне.
Такое отношение свидетельствует о сближении России и Китая, которое увеличивалось под усиливающимся давлением со стороны США. Кроме того, Москва традиционно занимают позицию, которая обычно близка Пекину, в том числе, например, по протестам в Гонконге.
Именно в 2014-2015 гг. были заключены самые значительные сделки, в том числе историческое соглашение, по которому Россия в течение 30 лет должна поставить в Китай природный газ на сумму $400 млрд. Тогда же стороны договорились построить железнодорожный мост на общей границе и порт на Дальнем Востоке.
России необходимы китайские инвестиции, особенно в условиях санкций, а Пекину требуется дипломатическая поддержка со стороны РФ и надежный поставщик энергоресурсов, поэтому подобные отношения выгодны обоим сторонам. Но все надежды на то, что Китай легко расстанется с деньгами, не оправдались. После активной фазы заключения соглашений и договоров в 2014-2015 гг. все ожидали масштабного потока капитала из КНР в РФ, а также открытие китайского рынка для российских товаров, но это не произошло.
При этом для китайских инвесторов были подготовлены действительно выгодные предложения и объекты, но из-за бюрократии, особенно с российской стороны, их реализация значительно затягивается. Оказалось, что Китаю очень сложно работать с российскими чиновниками.
Тот же проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань из-за проблем с условиями финансирования и возвратности практически стоит на месте, а сроки его запуска в конце 2016 г. были сдвинуты на 2022-2023 гг.
Нечто аналогичное может происходить и по строительству ГТС «Сила Сибири» и началу добычи газа на Чаяндинском месторождении. Пока сообщается, что все идет в соответствии с графиком, но объемы работы в 2015-2016 гг. были сокращены. Ожидается, что в конце 2018 г. начнется добыча, а прямые поставки в Китай будут осуществлены уже в 2019 г.
Инфографика Газопроводы в Китай Китаю нужны тщательно подобранные проекты для реализации масштабного плана в рамках Шелкового пути. Но из-за несогласованности действий чиновников, в том числе в рамках ЕАЭС, только на выбор проектов ушло два года, и это слишком долго. А создание зоны свободной торговли ЕАЭС – Китай вовсе остановилось на стадии обсуждения еще около года назад.
Надежды на кредиты китайских банков также не оправдались: если в 2015 г. было выдано $18,06 млрд кредитов, то в 2016 г. всего $4,08 млрд. Государственные банки Китая не готовы финансировать проекты без участия КНР или без тщательной подготовки этих проектов, но российский госаппарат и бизнес пока так и не готовы работать в этом направлении и тратить годы на то, чтобы выйти на рынок Китая и зарекомендовать себя.
Ситуация с амбициозным проектом по Новому Шелковому пути практически аналогична в отношении России. Несмотря на громкие заявления и ожидания, никаких серьезных договоренностей так и не было достигнуто, а единственным крупным результатом можно назвать инвестиции Фонда Шелкового пути, который был основан в 2014 г. в «Ямал СПГ» и «Сибур». Но эти инвестиции имели также политический мотив.
Как стало известно, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Китай 4 июля в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву подпишут ряд соглашений на сумму более $12 млрд. Но сумма в $12 млрд, к сожалению, представляется весьма скромной, особенно учитывая размеры экономики РФ и перспективы.
В Казахстан, например, Китай инвестировал более 40 млрд, в пакистанский экономический коридор - $62 млрд. При этом компании Китая в 2016 г. инвестировали за рубеж более 255 млрд в 2016 г., объем этот вдвое выше показателей 2014 г. Но на Россию пришлось менее 2% этого объема, а с 1991 г. общий объем инвестиций не превышает $40 млрд, и это по самым оптимистичным оценкам.
Фактически, Россия пока проигрывает гонку за китайские деньги. Ситуация может измениться, если только все те соглашения, которые будут заключены сейчас и были заключены в последние годы, наконец начнут реализовываться. Но есть риск того, что для улучшения отношений с США Китай уже не будет столь активно работать в российском направлении, учитывая все прошлые проблемы. А на исправление этих ошибок у России могут уйти годы.