В июне нефтяные цены способны вновь превысить $70, не исключают эксперты. Этому может поспособствовать и привычка США нарушать собственные правила, которые, к примеру, были установлены в отношении Венесуэлы, а также Ирана, или Китая.
Недоказуемая статистика
Падение нефтяных цен в конце прошлой недели ниже $68 за баррель аналитики увязали с увеличением запасов и добычи в США, а также с обострением торговых противоречий между Вашингтоном и Пекином. Впрочем, в понедельник котировки пошли вверх и к 16:27 мск фьючерсы на нефть Brent регистрировались на отметке $69,о4 за баррель против уровня $72,12 неделей ранее.В ближайшее время, сообщила главный аналитик “Промсвязьбанка” Екатерина Крылова, актуален диапазон $68-70 за баррель. В случае же ухудшения конъюнктуры, возможно коррекционное снижение к $65 баррель.
При текущем новостном фоне котировки нефти должны оставаться под давлением, что подразумевает диапазон колебаний в $65-70 за баррель, оговорил начальник аналитического управления банка “Зенит” Владимир Евстифеев. Впрочем. в июне, по его мнению, высока вероятность того, что котировки будут консолидироваться в диапазоне $70-75 за баррель.
При этом эксперты также продолжают спорить о воздействии на нефтяной рынок от неоднозначной американской статистики, последняя порция которой, к примеру, удивила неожиданным повышением запасов в стране, в преддверии автомобильного сезона.
По данным Минэнерго США, за неделю, завершившуюся 17 17 мая, коммерческие запасы нефти в стране выросли на 4,7 млн баррелей, до 476,8 млн. Аналитики, напротив, ожидали их снижения на 0,6 млн баррелей. до 471,4 млн. Причем одновременно увеличились и запасы бензина на 3,7 млн баррелей, до 228,7 млн, а также дистиллятов - на 800 тыс баррелей, до 126,4 млн. Выросла за предыдущую неделю и добыча нефти на 100 тыс баррелей в сутки, до 12,2 млн баррелей в сутки. Хотя по оценке компании Baker Hughes, за неделю до 24 мая: количество нефтяных установок в Штатах снизилось на 5 единиц, до 797 шт. а число газовых установок выросло на 1 единицу, до 186 штук. Так что общее их число уменьшилось на 4 единицы до 983 штук.
Неделей ранее (до 17 мая) упомянутый показатель также снизился на 3 единицы, до 802 штук. Тогда как Минэнерго США зарегистрировало в предшествующий недельный период (по 10 мая) снижение нефтедобычи на те же 100 тыс баррелей в сутки до 12,1 млн.
Впрочем, допустила Екатерина Крылова, рынок негативно отреагировал не столько на данные по запасам, сколько на то, что ушла геополитическая премия и больше внимания стали обращать на конфликт между США и Китаем. При этом, объясняя выявленное противоречие между ростом добычи и сокращением числа буровых, она напомнила, что последнее обстоятельство не приводит к моментальному снижению добычи - существует лаг в несколько месяцев.
Повышение объемов нефтедобычи одновременно с сокращением числа активных буровых установок может обуславливаться увеличением загрузки мощностей на отдельных месторождениях, в свою очередь, пояснил Владимир Евстифеев. Статданные же по запасам в США он увязал с замедлением темпов роста конечного потребления. Так, в преддверии автомобильного сезона в Соединенных Штатах производители топлива начинают активно увеличивать производство в расчете на дальнейший рост потребления. Но данные по ВВП США за первый квартал указали на значительное замедление темпов роста конечного потребления. “Если прогнозы производителей не оправдаются, мы будем наблюдать повышенный уровень запасов нефти и бензина в Штатах на протяжении всего автомобильного сезона, и это окажет давление на котировки“, - конкретизировал эксперт.
Правда, в таком случае, участникам рынка, по идее, следовало бы менее болезненно реагировать на последующие порции американской статистики.
Непредсказуемая статика
Кстати, мало кто обратил внимание на информацию того же Минэнерго США о возобновлении поставок нефти из Венесуэлы - в объеме 49 тыс баррелей в сутки на предыдущей неделе. Конечно, это незначительный уровень, в сравнении с аналогичным прошлогодним показателем 352 тыс баррелей в сутки. При том, что в апреле и марте американская сторона тоже осуществляла небольшие закупки венесуэльской нефти. Однако, не следует ли из этого, что Вашингтон, фактически, сам нарушает собственные санкции в отношении венесуэльской госкомпании PDVSA, объявленные 28 января?Возможно, в данном случае, предположила Екатерина Крылова, речь идет об объемах, законтрактованных еще до январского введения санкций.
“США сами придумывают правила игры, поэтому могут их нарушить”, - констатировал Владимир Евстифеев. Хотя объем поставки нефти из Венесуэлы незначителен и может носить технический характер. К тому же, после введения санкций в начале текущего года США и ранее закупали нефть у Венесуэлы, но в значительно меньших объемах, определил Евстифеев.
Любопытно, что и нынешнее обострение вокруг Ирана, которое по-прежнему держит рынок в напряжении, было обусловлено все той же, свойственной американской стороне, манерой нарушать собственные правила. К таковым вполне можно отнести и заключенный в 2015 г., также вследствие серьезного санкционного давления Вашингтона на Тегеран, Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), из которого нынешний президент США Дональд Трамп вышел в одностороннем порядке год назад. И после того, как с начала мая США также отменили льготную отсрочку для покупателей иранской нефти и пригрозили обнулить ее экспорт, рынок (поначалу среагировавший повышением цен) теперь продолжает следить за воздействием данного фактора на изменение баланса спроса-предложения. А также, вероятно, и за тем, не нарушат ли далее сами Штаты собственное решение по нарушению предыдущей сделки?
“На сегодня геополитическая напряженность, обусловленная иранским фактором, снизилась. В силовой вариант не верили и пока не верим”, - рассказала Екатерина Крылова. Попутно прокомментировав вероятность того, сумеют ли европейские страны на практике задействовать специальную расчетную систему INSTEX для обхода санкций США против Тегерана, Владимир Евстифеев подчеркнул, что Европа остается заложником риска развертывания торговой войны с США. Причем в сложившихся условиях, любые попытки обойти упомянутые санкций будет увеличивать этот риск.
К слову, и столь обеспокоившее рынки обострение торговой войны между США и Китаем, как признавали эксперты в нашем предыдущем прогнозе, могло быть спровоцировано стремлением Вашингтона настоять на более жестком, нежели предполагался изначально, варианте сделки с Пекином.
То есть, готовность Китая к компромиссам столкнулась с еще большим напором США, определили в банке “Зенит”. Как здесь признали, такой подход значительно замедляет скорость выработки консенсуса. Очевидно, что торговое соглашение между США и КНР не будет выработано в ближайшие недели. Таким образом, затягивание переговорного процесса продолжит негативно влиять на нефтяные котировки в среднесрочном периоде.
Эта тема одна из ключевых для нефтяного рынка и один из основных триггеров для текущей коррекции цен на нефть, уточнили в “Промсвязьбанке”. И добавили: “Мы не верим в сценарий быстрого решения конфликта. Скорее всего, переговоры и далее продолжат затягивать, причем с обеих сторон. Для нефти это чревато более слабым спросом. При том, что Китай от торговой войны может потерять до 0,3 п.п. ВВП”.
В такой ситуации еще более осложняется определение дальнейшей судьбы сделки ОПЕК+ по ограничению нефтедобычи, которую ее участники наметили обсудить на июньском саммите в Вене.
В ОПЕК+ уже пытаются реагировать на создавшееся положение, отметила Екатерина Крылова. В частности, уже предлагается перенести саммит на начало июля. Очевидно, весь июнь-месяц заинтересованные стороны будут обсуждать, что делать. а в СМИ будут появляться различные версии, от чего нефть продолжит лихорадить. Хотя в условиях снижения нефтяных цен теперь было бы логично рассмотреть вариант с продлением соглашения до конца текущего года. резюмировала главный аналитик “Промсвязьбанка”. В условиях, когда торговые войны могут значительно ухудшить перспективу мировой экономики, ОПЕК+, вряд ли, решится на отмену соглашения, поскольку это приведет к существенному падению нефтяных котировок, согласился Владимир Евстифеев. К тому же, с точки зрения ОПЕК+, текущий уровень цен выглядит комфортным. И это служит дополнительным аргументом в пользу сохранения условий соглашения и далее в 2019 г. При этом, говоря о том, не могло ли на нынешнем снижении цен также сказаться, например, повышение уровня нефтедобычи участниками сделки ОПЕК+, вроде Саудовской Аравии, начальник аналитического управления банка “Зенит” ответил, что увеличение добычи Саудовской Аравией могло стать следствием сокращения предложения со стороны других нефтедобывающих стран.
Тогда как аналитик “Райффайзенбанка” Андрей Полищук указал, что саудовская сторона в полной мере выполняла свои обязательства, выступив лидером по ограничению объемов добычи.
Между тем, дискуссию о возможном изменении уровней добычи участниками соглашения ОПЕК+ спровоцировал госсекретарь США Майк Помпео. Как он заявил на днях в СМИ, в Вашингтоне уверены, что обострение отношений с Ираном не приведет к нарушению поставок нефти на мировой рынок, хотя изначально высказывались предположения о возможном подъеме нефтяных цен и до $150 за баррель. “Мы уверены в том, что предприняли необходимые усилия для того, чтобы на рынке было достаточное количество нефти и уверены в том, что можем сохранить нынешнюю ситуацию", - заверил Помпео, заставив аналитиков гадать, имел ли он в виду, к примеру, повышение уровня добычи в самих США или что-то еще.
Но так или иначе, продолжил Андрей Полищук, при нефти в $70 за баррель и выше, на предстоящем саммите ОПЕК+ могут договориться о некоторой корректировке сделки. Также с тем, чтобы компенсировать выпадающие с рынка объемы, вследствие санкций США против Ирана.
Наталья Приходко