Движение нефтяных цен также будет зависеть от успешности попыток Вашингтона вновь примерить на Тегеран роль “главного мирового злодея“, полагают эксперты. И далее пока не исключают как роста напряженности на Ближнем Востоке, так и встречи американского и иранского лидеров.
Инициатор противовеса
На фоне сохраняющейся напряженности в ближневосточном регионе после атак по нефтяным объектам Саудовской Аравии в ночь на 14 сентября нефтяные цены оставались на повышенных уровнях. И в понедельник к 16:20 мск регистрировались на отметке $64,38 за баррель против аналогичного показателя $66,54 неделей ранее.На текущей неделе, сообщил главный аналитик “БКС Премьер” Антон Покатович, ожидается движение нефтяных цен в широком диапазоне $63-67 за баррель. Геополитическая ситуация на Ближнем Востоке воспринимается как наиболее серьёзный фактор неопределенности для нефтяного рынка. При этом особое беспокойство вызывает вопрос о том, как Иран ответит на новый раунд жестких санкций со стороны США, уточнил Покатович.
Атака дронов на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии привела к подъему нефтяных цен на 15%, напомнил заместитель гендиректора по управлению частным капиталом и инвестициями General Invest Меружан Дадалян. И страсти улеглись, отметил он, только после пресс-конференции министра энергетики Саудовской Аравии, который заверил, что проблем с экспортом нефти не ожидается в долгосрочной перспективе. В результате цены на нефть закрыли неделю в пределах $65, прибавив около 10%. И в ближайшие дни предполагается диапазон $63-66 за баррель. Хотя в случае активизации военных действий, нефтяные цены могут резко пойти вверх. Но этот сценарий маловероятен, скорее , дело ограничится санкциями против Ирана, подчеркнул Дадалян.
Напомним, в конце прошлой недели президент США Дональд Трамп объявил о введении "самых суровых" санкций против Ирана, на который Вашингтон возложил ответственность за атаки на объекты Саудовской Аравии, хотя в Тегеране отвергли подобные обвинения.
“Последние рестрикции Соединенных Штатов в отношении иранского Нацбанка и резервного фонда находятся на грани, когда экономическое давление на страну близко к фактической экономической войне. Предпринятые ограничения, на наш взгляд, нанесут серьёзный удар иранской экономике, которая уже лишена значительного драйвера роста в виде экспортной компоненты, вследствие американских санкций в отношении нефтяного экспорта Исламской республики”. – рассказал Антон Покатович. По его мнению, наиболее опасно сегодня то, что Иран де-факто “загоняют в угол”. В таких обстоятельствах от Тегерана можно ожидать радикальных действий. На настоящий момент в регионе сохраняются повышенные риски роста напряженности, чреватой военными столкновениями.
Также на повышенных уровнях, добавил Покатович, сейчас находятся риски активизации террористической активности как в ближневосточном регионе, так и за его пределами. В этой связи, ожидается сохранение геополитической премии в нефтяных ценах при ее возможном росте до конца осени. “По нашим оценкам, текущий процесс возвращения Ирану роли “мирового злодея” может привести к значительным изменениям глобального расклада на нефтяном рынке. Причем новые витки эскалации способны увеличить риск-премию в котировках нефти на $2-4”. – констатировал главный аналитик “БКС Премьер”.
Иран серьезный игрок на Ближнем востоке и имеет ряд подконтрольных организаций и групп (вроде тех же хуситов или “Хезболлы”, возразил Меружан Дадалян. По его определению, в ответ на продолжающиеся санкции Тегерана способен предпринять военные и политические, но не экономические, шаги в отношении Вашингтона. На дальнейшую эскалацию конфликта США в обозримом будущем все же могут ответить вторжением на иранскую территорию, допустил эксперт.
Между тем, в Тегеране не готовы согласиться с ролью “главного мирового злодея“. По сообщениям СМИ, в понедельник перед вылетом в Нью-Йорк президент Ирана Хасан Роухани пообещал представить на Генассамблее ООН новую инициативу по обеспечению безопасности судоходства в регионе. Этот проект (ориентировочно названный "Ормузская мирная инициатива") мог бы касаться "не только вопросов безопасности, но также и экономики", пояснил иранский президент. И пригласил к участию в нем все страны Персидского залива.
Генератор “навеса”
Впрочем, сегодня, когда обстановки в ближневосточном регионе еще более обострилась вследствие последних атак, говорить о возможной реализации упомянутой инициативы Тегерана затруднительно, ответил старший научный сотрудник Института стратегических исследований (РИСИ) Владимир Сотников. По его оценке, перспективы подобных иранских проектов будут зависеть также от того, не последуют ли далее новые удары и витки эскалации в регионе. При этом переход к “горячей” фазе военного противостояния между США и Ираном представляется маловероятным. В том числе, и потому, что война весьма дорогостоящая затея, которой в Вашингтоне, и с учетом нынешнего непростого положения дел в американской экономике, хотели бы избежать, сформулировал Сотников. И пока не исключил того, что американские и иранские лидеры все же могут встретиться и достичь неких договоренностей в рамках Генассамблеи ООН.Так что в ближайшие дни, как и предполагалось в нашем предыдущем прогнозе, рынки продолжат следить за соответствующими новостями из Нью-Йорка.
При том, что также издаваемая Нью-Йорке американская деловая газета The Wall Street Journal, к примеру, не позволяет успокоиться игрокам нефтяного рынка. На прошлой неделе, со ссылкой на осведомленные источники, издание известило, что Саудовская Аравия пытается закупить нефть в других странах (в частности, обратившись к иракской SOMO). А накануне, вновь сославшись на источники, Wall Street Journal предупредила, что восстановление добычи саудовской Saudi Aramco может занять месяцы, тогда как сейчас компания ведет активные переговоры с производителями оборудования, предлагая им повышенную оплату.
Подобные сообщения, понятно, подогревают опасения рыночных игроков. И попутно заставляют вернуться к рассуждениям о том, кто стоял за йеменскими повстанцами-хуситами, взявшими на себя ответственность за атаки по объектам Саудовской Аравии, и кому они были выгодны?
К слову, в США, по данным Минэнерго, которое зафиксировало за неделю, завершившуюся 13 сентября, неожиданное увеличение коммерческих запасов нефти в стране на 1,1 млн баррелей до 417,1 млн (аналитики ожидали их снижения на 2,5 миллиона баррелей), также отмечалось сохранение добычи на уровне 12,4 миллиона баррелей в сутки. Тогда как, по информации компании Baker Hughes, к 20 сентября, пятую неделю подряд, число буровых установок в США сократилось на 14 единиц до 719, против прошлогоднего показателя в 866 штук.
Четкой связи между числом буровых и уровнем добычи нет, заметил Меружан Дадалян. Так, на протяжении 2019 г., продолжил он, добыча в США росла, при этом число буровых установок активно снижалось. Компании оптимизируют затраты, ограничивают разработку новых скважин и фокусируются на увеличении отдачи от существующих месторождений. И скорее всего, добыча в Штатах будет оставаться у текущих уровней в ближайшей перспективе, оговорил Дадалян.
Тогда как Антон Покатович предположил, что рост объемов американской добычи продолжится, но его темпы способны замедлиться. Этому могут поспособствовать инфраструктурные проблемы в Штатах и нехватка квалифицированных кадров, а также обстоятельства, связанные с ограниченными сроками отдачи сланцевых скважин. Как ожидается, за год прирост среднегодовой добычи в США составит порядка 1,1-1,4 млн баррелей в сутки. В обозримой перспективе американская добыча будет оставаться основным генератором угроз формирования “навеса” со стороны предложения на нефтяном рынке, однако ее рост, в значительной мере, продолжит абсорбироваться усилиями ОПЕК+, конкретизировал аналитик.
В таких обстоятельствах сегодня на второй план отошла и проблематика торговых переговоров, ранее привлекавшая первоочередное внимание рынков. При этом, говоря о результатах последних переговоров 19-20 сентября, аналитики констатировали, что Вашингтон не оправдал надежды Пекина на заключение ограниченного соглашения по торговле, а потому китайские переговорщики раньше времени демонстративно покинули США. В официальном же заявлении китайская сторона сочла прошедшую встречу "конструктивной", упомянув, что ее участники провели серьезные дискуссии по подготовке 13-го раунда торговых переговоров на высоком уровне.
В краткосрочной перспективе хрупкий рыночный оптимизм может получить частичную поддержку от заявлений США и КНР о том, что переговоры проходят “хорошо”. Но рассчитывать на нечто большее, чем временная поддержка рыночного сантимента, сейчас не приходится, определил Антон Покатович. Хотя и не исключил вероятности того, что до конца осени стороны сумеют заключить какую-либо промежуточную сделку. Однако, вряд ли, такому соглашению удастся разрешить основные противоречия сторон. И очевидно, давление на мировую экономику со стороны торгового конфликта между США и Китая, не только продолжится, но и будет нарастать в течение ближайшего года, заключил аналитик.
Похоже, мы станем свидетелями еще не одного раунда переговоров - серьезного прорыва на ближайшей встрече не ожидается, подтвердил Меружан Дадалян. При этом, оговорил он, помимо ближневосточного обострения, других предпосылок для устойчивого роста цен на нефть нет. “Основополагающими для рынка будут фундаментальные показатели. По моим прогнозам, в долгосрочной перспективе мы увидим цену в $50 за баррель”, - заключил замгендиректора по управлению частным капиталом и инвестициями General Invest.
Наталья Приходко