Нефть сохраняет оптимизм на ожиданиях прогресса в торговых переговорах между США и Китаем. При этом чревата рисками и весьма запутанная ситуация на Ближнем Востоке, где не ясно также, как долго США намерены контролировать “сирийскую бензоколонку”.
От фазы к противофазе
На минувшей неделе нефтяные цены приближались к отметке $62 за баррель на новостях о неожиданном увеличении запасов в США и ожиданиях по сокращению добычи ОПЕК+ в декабре. И в понедельник к 16:38 мск регистрировались на отметке $62,31 за баррель Brent.И далее, на неделе, сообщил главный аналитик “БКС Премьер” Антон Покатович. ожидается, что нефтяные цены будут находиться в диапазоне $60,5-62,4$. Тогда как в ноябре ценовая конъюнктура может сформироваться в коридоре $61-64.
Если не произойдет значимых форс-мажоров на Ближнем Востоке, оговорил директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК "Инстант Инвест" Александр Тимофеев, предполагается, что цены на нефть Brent будут колебаться на уровне $60 за баррель. Вряд ли, они преодолеют отметку в $65. Хотя зима, в связи с отопительным периодом и повышением спроса на нефть. всегда благоприятна для котировок. Но крайне сомнительно, что без внешних факторов проявятся драйверы, которые увели бы цены выше текущих уровней, уточнил Тимофеев.
С одной стороны, заметил Антон Покатович, ценовому подъему способствует укрепления оптимизма в рыночных настроениях - под действием монетарной поддержки со стороны ФРС и ожиданий еще одного снижения ставки на этой неделе, а также надежд на подписание ‘Фазы-1”, как глава Белого дома Дональд Трамп изначально обозначил первый этап сделки между США и Китаем. Кроме того, в пользу роста нефтяных котировок сыграли очередные вербальные интервенции со стороны картеля по возможному пересмотру квот сокращения добычи на декабрьском заседании, определил Покатович.
Назвав самым главным драйвером для нефтяных цен переговоры между США и Китаем, Александр Тимофеев подчеркнул: “По сути, покупая нефть, мы покупаем рост мировой экономики (видим “нефть”, читаем - “энергия”). Спрос на энергию, спрос на развитие экономики может быть только в том случае, если между США и КНР будут достигнуты какие-то принципиальные договоренности”. Однако, ничего не предвещает того, что на ближайшем саммите АТЭС 16-17 ноября Вашингтон и Пекин придут к общему мнению. Пока у сторон противоположные точки зрения по целому ряду проблем, начиная с интеллектуальной собственности и заканчивая торговыми барьерами, констатировал директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК "Инстант Инвест".
Если в рамках переговоров по “Фазе-1” сделки между США и Китаем (тема которого в ближайшие месяцы будет иметь существенное значение для нефти и большинства рисковых активов), определил Антон Покатович, стороны заставят участников рынка, хотя бы на время поверить в свою готовность к достижению взаимного компромисса, нефтяные котировки получат определённую поддержку. “Также под занавес года мы можем увидеть традиционные попытки экспортеров (в особенности со стороны картеля) оказать ценовой конъюнктуре рынка вербальную поддержку. На наш взгляд, в перспективе ноября поток информаций о том, что на декабрьском заседании ОПЕК+ возможно повышение квот на ограничение добычи, будет увеличиваться. И это также способно сыграть в пользу роста нефтяных цен”, - рассказал аналитик.
В минувшую пятницу по завершению очередного раунда переговоров представители США и КНР заверили, что близки к завершению некоторых частей торгового соглашения. С учетом осложняющейся глобальной экономической конъюнктуры, а также обостряющейся внутриполитической ситуации в США, в преддверии президентских выборов в 2020 г., для сторон, и в самом деле, было бы резонно условиться, пусть даже о подписании фазы от “Фазы-1“ с тем, чтобы не скатиться к противофазе. В этой связи, эксперты также отметили, что прибыль китайских промышленных предприятий сократилась в сентябре второй месяц подряд.
При этом проблематику модернизации китайской системы управления, исходя из цели углубления всесторонней реформы, также намечено обсудить на четвертом пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) 19-го созыва 28-31 октября. Об этом уведомили СМИ Китая, где, в свою очередь, когда говорят “экономика”, подразумевают - “партия”.
От веса к противовесу
Между тем, профильная американская статистика оказалась позитивной для нефтяного рынка. Так, вопреки ожиданиям аналитиков, прогнозировавшим рост запасов, управление энергетической информации Минэнерго США (ELA) известило, что за неделю, завершившуюся 18 октября, коммерческие запасы в стране снизились на 1,7 млн баррелей до 433,2 млн баррелей. При этом добыча нефти сохранилась на уровне 12,6 млн баррелей в сутки. Хотя, по оценке компании Baker Hughes, после того, как за предыдущие две недели количество буровых установок в Штатах выросло на три единицы, к 25 октября оно уменьшилось на 17 единиц до 696 штук, тем самым, опустившись уже ниже семи сотен.В то же время, напомнил Александр Тимофеев, в США ведутся активные дискуссии по поводу экологичности и допустимости фрекинга - добычи нефти, посредством разрыва земных пластов. И все идет к тому, что фрекинг будет частично запрещен. В этой связи, резкого роста добычи не ожидается. Более того, при текущей цене на нефть не стоит рассчитывать, что число буровых установок будет сильно расти: существующие и возможные проекты имеют довольно высокую себестоимость добычи нефти, конкретизировал эксперт.
“В настоящий момент мы ожидаем продолжения активного роста американской нефтедобычи“, - возразил Антон Покатович. Тем не менее, в обозримой перспективе, по его словам, темпы роста объемов сланцевой добычи могут начать замедляться, что приведет к снижению рисков формирования “навеса” со стороны предложения на рынке. Хотя текущая статистка по количеству буровых пока не рассматривается в числе предпосылок, свидетельствующих о приближении американской добычи к замедлению роста в ближайшие 4-6 месяцев, указал Покатович.
В свою очередь, глава "Роснефти" Игорь Сечин, также выступивший на днях на Евразийском экономическом форуме и в качестве отраслевого аналитика, заявил, что, несмотря на сокращение с начала года числа буровых установок в США на 20%, американская сланцевая добыча демонстрирует устойчивый рост. благодаря слаженным действиям добывающих, инфраструктурных, сервисных компаний и научно-технических организаций. При этом Соединенные Штаты, по определению Сечина, стали главным бенефициаром санкций против Ирана, нарастив в 2018 г. поставки нефти в ЕС в 2,5 раза, с 9 млн до 23 млн тонн. Фактически. США распространяют свою юрисдикцию на другие страны, в том числе ЕС, который вынужден подчиняться санкционной политике Вашингтона. На таком фоне импорт нефти из Ирана в Евросоюз за прошлый год снизился на 32,3% и продолжает сокращаться в 2019 г., резюмировал глава "Роснефти", обозначив разрыв сделки с Ираном, как серьёзный удар по безопасности поставок из стран Ближнего Востока.
Антииранские санкции, оценил Александра Тимофеева, оказались выгодны всем игрокам на рынке. Другой вопрос, что лишняя нервозность и нестабильность поставок никому не будут играть на руку. Впрочем, есть ощущение, что риски дальнейшего обострение ситуации вокруг Ирана уже миновали. И хотя нельзя исключить, что “прилетит черный лебедь” и боевые действия могут начаться в каком-то формате, на данный момент ничего на это не указывает, подчеркнул Тимофеев.
С точки зрения же Антона Покатовича, жесткие рестрикции в отношении Ирана в полной мере укладываются в рамки американской энергетической политики, целью которой является выход США на лидирующие позиции на мировом рынке энергоносителей. “Мы считаем, что геополитические риски на Ближнем Востоке, в частности, связанные с Ираном, сохраняют свою актуальность. В течение ближайшего года возможен выход обстановки в регионе до опасных уровней повышенной напряженности. Соответствующие риски на Ближнем Востоке будут оставаться фактором поддержки нефтяных цен”. – сформулировал главный аналитик “БКС Премьер”.
Между тем, на фоне последних событий в Сирии также актуализировался вопрос о том, сколь долго США будут сохранять свою “юрисдикцию“ над взятым под контроль нефтяным регионом в Сирии к востоку от Евфрата и не рискует ли он в перспективе стать еще одной “горячей точкой”?
К слову, комментируя отвод американских военнослужащих из зоны турецкой операции на севере Сирии, президент США Дональд Трамп объявил в понедельник: "Мы взяли нефть под охрану". И далее добавил, что всегда говорил: "Если вторгаетесь, то оставьте себе нефть!". Накануне же министр обороны США Марк Эспер, сообщил, что американские военные усилят присутствие в Сирии, чтобы не допустить боевиков “Исламского государства” к нефтяным месторождениям и источникам дохода.
Сейчас вокруг Сирии наблюдается некоторая неразбериха. ответил “Вести. Экономика“ председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главред журнала “Россия в глобальной политике” Федор Лукьянов. Хотя, в принципе, продолжил он, есть резон в том, чтобы не допустить террористов из “Исламского государства“ к сирийским нефтяным месторождениям. В то же время, с точки зрения мирового рынка, эти месторождения весьма не значительны по своим масштабам. И понятно, что подвергать себя риску ради контроля над “сирийской бензоколонкой“ никто не будет. В подобных обстоятельствах долгосрочное сохранение сложившейся ситуации вряд ли возможно и далее ее придется разрешать, хотя пока не ясно, в каком формате, пояснил Лукьянов. От уточнения того, насколько – на месяц, полгода, год – способна растянуться упомянутая недолгосрочная ситуация, он воздержался.
Наталья Приходко