InvestFuture

Пункт назначения. Специальный репортаж Алевтины Пенкальской

Прочитали: 933

Небо на замке, границы под контролем. Пассажирские авиакомпании считают убытки и не знают, что им делать. РЖД отменяют поезда по России, а у дальнобойщиков проблемы с визами и въездом в ряд стран. Отменены и поезда и за границу, но пассажиры стали меньше ездить и по России.

Грузовой Boeing-747 выруливает к месту стоянки. Несколько минут назад он приземлился в московском Шереметьеве, позади 10 часов перелета из Гонконга. На земле самолет уже ждут пограничники, таможенники, грузчики. Все — в масках. Чуть в стороне группа людей в защитных костюмах, в руках у них оружие против коронавируса COVID-19 – специальные растворы и моющие средства. Очагов заражения на борту нет, обработка профилактическая, раньше грузовой борт так тщательно мыли раз в месяц, теперь — после каждого рейса. Дезинфектор работает не только на верхней палубе в кабине экипажа, но и в грузовых отсеках.

Игорь Блинкин – директор клининговой службы. Уже две недели он сам выходит в смену. Объем работы вырос, людей не хватает. Полная обработка самолета занимает от 30 минут до часа.

Пилот-инструктор Виталий Колокольцев маску во время разговора не снимает, объясняет, что такие строгие инструкции.

В Гонконге экипаж отдыхал три дня, за пределы отеля не выходил. На вопрос: не страшно ли летать в регион, который еще недавно был эпицентром мировой пандемии, Виталий отвечает: это моя любимая работа.

Но сейчас пассажирские рейсы закрыты. Татьяна Арсланова, вице-президент крупнейшего в России грузового авиаперевозчика, рассказывает, что еще в начале 2020 года почти половина флота компании простаивала на земле. Теперь все изменилось.

Сейчас производство в КНР восстановилось почти полностью. И спрос на грузовой авиатранспорт резко вырос в 2-2,5 раза. Изменилась при этом и структура отправлений.

Спрос на грузовом авиарынке сейчас превышает предложение, рассказывает Татьяна Арсланова. Причем, грузовой воздушный парк позволяет нарастить объемы перевозок, но не хватает пилотов. Мы готовы были бы обратиться и привлечь дополнительно пилотов на рынке с пониманием того, что пассажирские авиакомпании на сегодняшний момент не выполняют полеты и, возможно, имеют избыток.

У авиакомпании "ИрАэро" было не так много зарубежных рейсов – три в Китай, а еще в Азербайджан и Узбекистан. Думали о возобновлении полетов в Казахстан. Теперь впереди неопределенность, спрос падает и на внутренние рейсы.

Убытки Наталья Власова оценивает в десятки миллионов рублей, но перевозчик ищет пути выхода из ситуации. Этим летом открывает рейсы в Крым из семи российских городов.

На летний сезон очень рассчитывает и крупнейшая российская авиакомпания Аэрофлот. Она также сейчас отмечает падение спроса на внутренние перелеты. Но пока только на 15 процентов.

А вот международные рейсы перевозчик отменил почти полностью.

Размер убытков в Аэрофлоте не называют. Главный вопрос, который волнует все авиакомпании: как долго продлятся ограничения?

- Были у вас уже такие случаи в практике?

Денис Пухомелин, дежурный помощник начальника Ленинградского вокзала, делает плановый обход территории. Проверяет, все ли сотрудники в масках и перчатках. Это касается тех, кто напрямую работает с пассажирами.

- А если вы заметите, что кто-то снял и не носит, штрафы предусмотрены? Замечания?

Первые поезда еще отменили в начале февраля в Китай и Северную Корею. Потом приостановили передвижение в Европу и страны СНГ.

С Ленинградского вокзала поезда больше не ходят за границу – в Хельсинки и Италию, но коронавирус, кажется, добирается и до внутренних перевозок. Так на "Сапсанах" из Москвы, Петербурга и обратно теперь мало стало ездить пассажиров. Только за полторы недели в начале марта их количество сократилось более чем на 10 тысяч человек, это падение на 13,5 процента.

"Сапсаны" с маршрута пока не снимают, но несколько поездов из Москвы, Петербурга и обратно временно отменили. Официальная причина – падение спроса из-за эпидемиологической ситуации в стране. Кроме того, отменили часть поездов в Нижний Новгород, Тамбов, Мурманск, Пензу, Смоленск и по ряду других направлений. Вокзалы и перроны заметно опустели.

Оценить падение пассажиропотока и убытки в РЖД отказались, но директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин объясняет: возможно перевозчику по итогам всего года удастся избежать финансового провала.

На подольской контейнерной площадке, которая одна из крупнейших в столичном регионе, в контейнерах находятся в основном импортные товары из Китая. Они идут с Дальнего Востока. Их путь в идеальных условиях занимает не меньше трех недель. И снижение грузопотока тут почувствовали уже сейчас.

Это отскок после паузы, которая была вызвана остановкой заводов в Китае, объясняет Герман Маслов. Его компания занимается контейнерными интермодальными перевозками. Это значит, что грузы они доставляют разным транспортом. Азиатское направление ключевое. Схема следующая: сначала по морю до порта Владивосток, потом по железной дороге.

Несмотря на все сложности, общий объем грузоперевозок компании сократился за первый квартал всего на 4 процента. Спад импорта компенсировался ростом экспорта и внутренних перевозок. Эти сегменты прибавили 11 процентов. Однако долго это не продлится, считает Герман Маслов.

На европейское направление у компании приходится всего 15 процентов грузопотока, но там сейчас интересная ситуация. С одной стороны, закрыты многие производства, но с другой — заказов на контейнерные перевозки стало больше.

Евгений Шакалида, гендиректор компании, которая занимается грузовыми автоперевозками, убытки считает уже сейчас. Европейское направление для них ключевое.

Дальнобойщик Олег Соколов недавно вернулся из длительного рейса. 23 дня в пути, 6 тысяч 500 километров.

Олег рассказывает, что на европейских трассах стало заметно меньше машин, а в придорожных кафе людей, а вот на границах, наоборот, очереди.

Евгений Шакалида рассказывает про другую проблему, когда грузы уже в пути, а европейские заказчики не могут их принять – офисы закрыты, все сотрудники дома, тогда приходится искать транзитные склады в третьих странах.

Возникли проблемы и с получением европейских виз для водителей, некоторые консульства приостановили прием заявок, поэтому сейчас компании планируют переключиться на внутренний рынок.

Олег Соколов собирается в очередной рейс, только теперь вместе с маршрутными документами. Ему выдают маску, перчатки и дезинфицирующий раствор.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
(оценок: 43, среднее: 4.42 из 5)
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Пункт назначения.

Поделитесь с друзьями: