30 мая 2018 года в Москве состоялся круглый стол «Будущее пенсионного рынка в России», организованный рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА). Представители НПФ, саморегулируемых организаций и смежных отраслей обсудили вопросы развития пенсионного рынка, будущее ужесточение требований по размещению средств пенсионных резервов, процедуру перехода клиентов между фондами и другие темы.
«Пенсионная отрасль находится в тупике, – отметил Алексей Янин, управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА). – 2017 год должен был стать периодом создания фундамента новой пенсионной системы, но прошел под знаком огосударствления отрасли и решения накопившихся проблем, связанных с качеством активов. Ослабление основных драйверов рынка НПФ в 2017 году привело к замедлению темпов его прироста с 19 до 12,2%. В 2018-м рынок ждет инерционный рост на уровне 9% и дальнейшая консолидация».
Президент СРО АНПФ Сергей Беляков, выразил свое мнение о сложившейся ситуации: «Это не сюрприз и не следствие решений, принятых в 2017 году, это следствие тренда, который был заложен предыдущим правительством, действиями ЦБ и состоянием экономики. Во всех секторах экономики сегодня наблюдается концентрация, уход с рынка путем поглощения мелких и средних компаний и, конечно же, концентрация вокруг госкомпаний. Мне кажется очень показательным сочетание двух трендов – серьезное сокращение количества игроков и при этом падение доходности всей отрасли. Определяющим фактором, на мой взгляд, является качество активов, в которые фонды инвестируют, и набор инструментов, которые мы можем использовать. Соответственно, доходность будет падать, а возможности у фондов будут сокращаться. Это плохо и для застрахованных лиц, и для экономики».
Иван Евстифеев, заместитель генерального директора НПФ «ГАЗФОНД пенсионные накопления», затронул тему повышения пенсионного возраста: «Повышение пенсионного возраста – очень отдаленная перспектива. Сейчас идет дискуссия на эту тему, есть два достаточно мощных лагеря, у которых противоположные взгляды на данный вопрос. Но насколько я понимаю, сегодня нет моделей, которые показывают, как один или другой вариант влияет в целом на эту систему. Вот почему пока трудно сказать, позитивно или негативно это отразится, потому что система очень сложная».
«Вероятность внедрения ИПК в том формате, в котором когда-то анонсировался, как всеобщей системы для жителей страны невысока, потому что процент граждан, которые имеют в своем бюджете накопления, очень низок, – подчеркнул Сергей Эрлик, первый вице-президент СРО НАПФ. – Все остальные живут от зарплаты до зарплаты и фактически не имеют возможности откладывать на пенсию. Мы понимаем, что ИПК не будет работать, если для людей не будет высокой мотивации, если государство не будет софинансировать эти отчисления. Граждане не будут активно участвовать, если не будет автоподписки. А если будет автоподписка без финансирования, то количество участников этой программы с каждый годом будет снижаться и составит не более 20%».
«ИПК – это миф, который придуман для того, чтобы заместить отсутствие решения по ОПС, – прокомментировал Евгений Якушев, исполнительный директор АО «НПФ «САФМАР». – Те же самые институты, то же самое регулирование, все то же самое, только взносы идут не с тарифа, а сверху – из заработной платы. При этом отсутствуют какие-либо документы, и диалога с провайдерами, которые должны обеспечивать эту систему, не существует. Поэтому ИПК – скорее риски для пенсионной индустрии. Например, если введут центрального администратора, то экономика пенсионных фондов ухудшится. Появится какой-то новый реестр населения, для рассылки смс-сообщений о том, что деньги пришли на счет человека. При этом нельзя будет заплатить зарплату сотруднику, потому что центральный администратор может несвоевременно рассчитать тариф. Это конструкции, в принципе не работающие с точки зрения технологий ведения дел. Есть некая концепция, и на этом все остановилось».
Сергей Околеснов, генеральный директор ООО «Пенсионный Партнер», напомнил, что всплеск на рынке НПО в 2017 году был одномоментным: «Мы все знаем, что рост количества участников по программам НПО в прошлом году был обеспечен в основном усилиями НПФ Сбербанка – плюс 700 тыс. участников. Но продолжения такого роста в этом году не предвидится. Несмотря на то что Сбербанк является одним из самых стабильных финансовых институтов в нашей стране, несмотря на то что у него бренд надежности и достаточной доходности и даже несмотря на то что людей удалось привлечь сделать первый взнос. Они с большой вероятностью не пойдут дальше самостоятельно, если их не подталкивать практически силой. Поэтому статистика говорит о том, что добровольных взносов по НПО от физических лиц в большем объеме нам ожидать не следует».
«При уровне дохода в РФ в 30 тыс. рублей отчислять взносы на негосударственное пенсионное обеспечение может позволить себе не каждый. Поэтому корпоративное пенсионное обеспечение – это тот самый ресурс, на который нужно обратить внимание. Развитие корпоративных программ актуально и необходимо на сегодняшний день», – добавила Эльвира Розяева, исполняющий обязанности генерального директора АО «Национальный НПФ».
Контакты для СМИ: pr@raex-a.ru, тел. +7 (495) 617-0777.