В ноябре на стоимость энергоносителей будет оказывать влияние совокупность факторов спроса и предложения. Со стороны спроса беспокойство участников нефтяного рынка вызывает общемировое замедление экономики, отмечает Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер».
Октябрь запомнится участникам нефтяного рынка восстановительным ростом котировок черного золота после сентябрьского «взрыва» волатильности от атаки дронов на нефтегазовую промышленность Саудовской Аравии. Если с начала месяца мы наблюдали снижение стоимости энергоносителей на фоне стремительного возрождения разрушенной ранее добычи саудовской Saudi Aramco и увеличения запасов сырой нефти в США, то по итогам октября котировки товара все же смогли показать слабоположительную динамику.
По данным МВФ, в ноябре темпы роста глобального ВВП замедлятся ниже 3% годовых, а рынки азиатско-тихоокеанского региона в полной мере испытают на себе эффект «торговой войны» Вашингтона и Пекина.
Падение покупательной активности и спад в промышленном производстве крупнейших мировых экономик сигнализирует о высокой вероятности наступления глобальной рецессии в ближайшие 1,5-2 года. В этом случае рынок энергоносителей в первую очередь ощутит на себе негативные тенденции макроэкономических показателей развития стран.
В сентябре индекс деловой активности в производственном секторе ISM США упал до 47,8 п. против 49,1 п. в августе. Ожидания участников сводилось к росту показателя выше пограничного уровня в 50 п. Таким образом диагностируется самый низкий уровень показателя промышленной активности с июня 2009 г. В этой связи инвесторы возлагали большие надежды на скорейшее подписание «первой части» торгового соглашения США и КНР на ноябрьском саммите АТЭС в Чили. Отмена последнего повышает и без того высокие риски в международной торговле, оказывая давление на котировки черного золота.
По сути, нефтяные котировки стали «заложниками» торгового противостояния крупнейших экономик мира. Заключение сделки будет повышать вероятность восстановления мирового спроса на сырье, а срыв договоренностей приведет к усилению спекулятивных настроений и резкому снижению стоимости энергоносителей.
Немаловажным фактором ценообразования сырья служит уровень материальных запасов нефтепродуктов. Динамика запасов сырой нефти в США оказывает существенное влияние на рыночные котировки. Явной долгосрочной тенденции показателя не прослеживается. Средний диапазон изменения недельных объемов сырой нефти не превышает 10 млн баррелей. Рекордный прирост запасов был отмечен в октябре 2016 г. на уровне 14,4 млн баррелей, самый низкий уровень отмечался в январе 1999 г. – 15,2 млн баррелей.
При этом краткосрочная динамика по запасам вызывает сильные колебания стоимости энергоносителей. Еженедельное увеличение объемов запасов коммерческой нефти, находящихся в наличии у американских компаний, приводит к падению стоимости барреля на биржах и наоборот, сокращение запасов свидетельствует о возможном будущем росте спроса на сырье, что и приводит к повышению цен на рынке.
Согласно прогнозу Trading Economics на основе эконометрических моделей, ожидается рост запасов сырой нефти к концу 2019 г. на 2,7 млн баррелей. Через год эксперты прогнозируют рост показателя на 3 млн баррелей. По состоянию на 25 октября коммерческие запасы сырой нефти в США не превышали 439 млн баррелей.
Отдельно стоит отметить влияние прогнозов на стоимость энергоносителей. Экономика ожиданий порой оказывает более сильное воздействие на цену, чем сам факт события. В нашем случае – это выход официальных статистических данных ожидаемого показателя. Расхожая фраза трейдеров «покупай на слухах – продавай на фактах» как нельзя кстати характеризует ценообразование на рынке нефти.
Так, например, отчет по запасам сырья от Американского института нефти (API) формируется исходя из данных самих предприятий, которые предоставляются ими на добровольной основе. Отчет предвосхищает выход официальной недельной информации о запасах нефти и нефтепродуктов в стране от Управления энергетической информации Министерства энергетики США. Нередко, показатели обеих этих организаций отличаются диаметрально противоположно, что и приводит к мощным возвратным движениям цен нефти. Консенсус – прогнозы со стороны ведущих мировых агентств новостей и финансовой информации, таких как Reuters, Bloomberg и др., также сказываются на настроении участников рынка.
Со стороны предложения на ноябрьскую динамику котировок нефти будет оказывать влияние исполнение ранее достигнутых договоренностей по сокращению производственной активности альянса ОПЕК+. В конце октября участники нефтяного рынка получили новый драйвер цен. Альянс нефтедобытчиков ОПЕК+ анонсировал сокращение добычи сырья на декабрьской встрече стран-производителей. Беспокойство членов альянса вызывает слабый спрос на энергоносители на фоне замедления мировой экономической активности.
Видится, что данные инициативы ОПЕК+ носят форму словесных интервенций для поддержания курсовой стабильности на рынке черного золота. Ряд стран картеля ОПЕК, например, Ирак и Нигерия не торопятся выполнять план по сокращению добычи. Таким образом, стоит задача в обеспечении выполнения уже имеющихся договоренностей, прежде чем переходить к более ускоренному процессу сокращения предложения.
Ранее в июле этого года члены ОПЕК+ согласовали сокращения добычи нефти на 1,2 млн б/с в течение 9 месяцев. По данному соглашению на Саудовскую Аравию и Россию приходятся основные квоты (322 тыс. б/с и 228 тыс. б/с). По оценкам картеля глобальный спрос на его объем в 2020 г. составит 29,6 млн б/с, что на 4% ниже уровня 2019 г. Снижение спроса на 1,2 млн б/с будет сдерживающим фактором роста цен на сырье, вынуждая членом альянса пойти на ускоренное сокращение своего предложения на рынок.
Не стоит списывать со счетов и растущее влияние США на цены, как производителя нефти. В этом году страна стала крупнейшим в мире производителем нефти, превысив ежедневную добычу в 12,5 млн баррелей. Теперь трейдеры вынуждены отслеживая и буровую североамериканскую активность для принятия взвешенных инвестиционных решений при купли-продаже нефтяных контрактов. Например, данные по активности буровых установок и их динамике относительно прошлой недели и количества машин годом ранее публикуется по пятницам в еженедельном отчете Baker Hughes. Наконец, индикатором настроений на рынке нефти служит динамика курса доллара США. В силу того, что страна является крупнейшим в мире потребителем энергоресурсов, ей приходится импортировать существенные объемы нефти, что отражается на росте инфляционных ожиданий с последующим ослаблением национальной валюты. Таким образом, курс американской валюты имеет обратную зависимость от стоимости нефти. В конце октября американский Центробанк в третий раз за 2019 г. снизил свою целевую ставку по федеральным фондам на 25 б.п. до 1,75% годовых. Сейчас же ожидания рынка сводятся к приостановке цикла монетарного смягчения ФРС. При агрессивном снижении ставок индекс доллара (DXY) испытал бы сильное давление относительно мировых валют, вызвав существенный рост валют развивающихся экономик. Однако замедление цикла денежно-кредитного смягчения скорее всего не приведет к резкой смене сентимента по американской валюте.
Совокупность описанных выше факторов приведет в ноябре к росту волатильности на рынках сырья. В течение месяца допускается уход котировок вверх на фоне денежно-кредитного стимулирования мировыми Центробанками и ожиданий подписания торговой сделки между КНР и США. Ориентиром краткосрочного движения выступает уровень $64 за баррель марки Brent. С технической точки зрения, долгосрочный растущий тренд с начала 2016 г., и подтвержденный в декабре 2018 г., сохраняет свою актуальность до закрепления котировок ниже $56 за баррель марки Brent. Совокупность драйверов ценообразования нефти делает текущие уровни цен привлекательными для покупки товара на длительный срок.