Администрация президента США Дональда Трампа начала расследование, чтобы выяснить, угрожает ли импорт автомобилей и грузовиков национальной безопасности. Результаты проверки могут стать основанием для введения новых пошлин на импорт автомобилей, сообщает Bloomberg.
"Основные отрасли промышленности, такие как производство автомобилей и автозапчастей, имеют решающее значение для нашей силы как нации”, - заявил Трамп в среду.
Расследование будет проводиться в соответствии с тем же законом, на основании которого США ввели пошлины на импорт стали и алюминия.
Также рассматривается возможность введения дополнительной пошлины на импорт машин в размере до 25%, рассказал источник Bloomberg, знакомый с ситуацией.
Сейчас США взимают пошлину в размере 2,5% на импортируемые легковые автомобили и пошлину в размере 25% на грузовики из стран, которые не являются участниками соглашений о свободной торговле.
Вероятность введения новых пошлин может привести к очередному обострению напряженности в глобальной торговле. Япония, которая вместе с Евросоюзом, Китаем и Индией выступила против американских пошлин на сталь и алюминий, предостерегла США от введения пошлин на автомобили.
"Введение широких, всеобъемлющих ограничений в отношении такой крупной отрасли может вызвать неразбериху на мировых рынках и привести к разрушению многосторонней торговой системы, основанной на правилах ВТО", - предупредил министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко.
В ходе расследования "будет рассмотрен вопрос о том, угрожает ли снижение внутреннего производства автомобилей и автомобильных деталей ослабить внутреннюю экономику США, в том числе за счет потенциального сокращения" всего - от исследований и разработок до рабочих мест для квалифицированных специалистов, заявило Министерство торговли США.
Ведомство сообщило, что вскоре опубликует уведомление о дате слушания и запросит комментарии у бизнеса и общественности.
"Я боюсь, что теперь они перешли Рубикон и начался тотальный протекционизм, - заявил Руфус Йеркса, глава Национального совета США по внешней торговле. - Многие страны прибегали к протекционизму, когда ситуация в экономике была плохой. Это почти никогда не работает. Но Трамп может быть первым лидером, который пошел на это, когда экономика процветает. Он пытается решить проблему, которой нет. Автомобильная промышленность в хорошем состоянии".
По данным правительства, примерно четверть автомобилей, продаваемых в США, импортируется.
Больше всего легковых автомобилей в США экспортирует Мексика, за ней следуют Канада, Япония, Германия и Южная Корея. Как отмечает Bloomberg, наблюдатели рассматривают расследование США как попытку оказать давление на Мексику и Канаду, чтобы быстрее достичь соглашения о пересмотре Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).
Как сообщали "Вести.Экономика", на прошлой неделе торговый представитель США Роберт Лайтхайзер заявил, что участники НАФТА далеки от успеха на переговорах о пересмотре сделки.
Он указал на существенные разногласия сторон по целому ряду вопросов. Лайтхайзер заявил, что продолжит работать для достижения "наилучшей возможной сделки для американских фермеров, скотоводов, рабочих и предприятий".
Один из наиболее сложных вопросов на переговорах - требование США повысить заработную плату в автомобильном секторе и увеличить содержание компонентов, произведенных в Северной Америке, в автомобилях, выпускаемых в странах НАФТА.
Впрочем, требования США могут быть недостаточными, чтобы вернуть в страну рабочие места в автомобильном секторе. Отраслевые эксперты отмечали, что автопроизводители вряд ли откажутся от многомиллиардных инвестиций в предприятия и цепочек поставок за пределами США. Компаниям, которые не смогут соответствовать стандартам для легковых автомобилей, было бы проще платить пошлины в размере $800-900 за машину и покупать недорогие запчасти из Азии, чтобы компенсировать затраты.