Сегодня в Ираке идет борьба за влияние. И побеждает пока Иран.
Посольство США в Багдаде — крупнейшее посольство в мире, более чем в 10 раз больше посольства США в Пекине. Багдадский комплекс, включающий собственную электростанцию, водоочистную станцию и огромный бассейн, стоимостью более $1 млрд. Теоретически, там работают более 1 тыс. дипломатов и чиновников из других ведомств, причем сотрудников службы безопасности втрое больше.
И все же, спустя более 10 лет после того, как начали прибывать американские дипломаты, влияние США в Ираке резко снизилось. И, хотя влияние уменьшилось с военным присутствием США, но это далеко не основная причина. Дипломаты жаловались на то, что небольшие дипломатические инвестиции приводят к необходимости экономить деньги в долгосрочной перспективе, отменяя необходимость будущих военных интервенций.
Сегодня дипломаты США в Ираке делают все возможное, чтобы опровергнуть эту общепринятую точку зрения. Посольство США в Багдаде стало организацией, которая существует ради собственных нужд, не обращая внимания на город, в котором оно расположено. Еще 10 лет назад Ирак был опасным местом. В некотором смысле он таким и остался. Однако с другой стороны он пережил возрождение. 2 года назад резко упал уровень насилия и преступности.
В конце прошлого года число гражданских лиц, убитых или раненых в терактах, стало таким низким, что ООН перестала публиковать ежемесячные отчеты. Премьер-министр Адиль Абдул-Махди снял контрольно-пропускные пункты и ограничения на поездки в аэропорт, позволяя посетителям парковаться на объекте, забирать или высаживать пассажиров, как и в любом другом аэропорте на Ближнем Востоке. Город вернулся к нормальной жизни, увеличилось количество ресторанов и ночных клубов. Мужчины, женщины и подростки все чаще посещают новые кафе. Открылись бутики-отели, принимающие наплыв клиентов и бизнесменов. В мегамоллах огромное количество развлечений на любой вкус, все более популярными становятся галереи виртуальной реальности. Книжный рынок на улице Мутанабби переполнен. Несмотря на разговоры о растущем исламизме в Ираке, алкоголь вернулся в магазины беспошлинной торговли в Багдаде. На улице Абу Навас жарится на гриле знаменитый багдадский масгуф. И единственный признак влияния Ирана — персидские рестораны высокого класса, которые конкурируют с плавучими ресторанами, в которых подают более традиционные блюда иракской и ливанской кухни.
Однако в Багдаде уверены, что большинство американских дипломатов не смогут насладиться возрождением Багдада. Большинство американских дипломатов не имеют права покидать территорию посольства. Для многих американских подрядчиков установлены аналогичные ограничения безопасности, они не могут покинуть отель Babylon Rotana, ставший самой известной золотой клеткой Багдада. Хотя большинство иракских чиновников, не говоря уже о более широких слоях населения, не имеют доступа к американским дипломатам, иранские и турецкие дипломаты могут свободно перемещаться. То же самое касается и европейских дипломатов, которые имеют право посещать зеленый список районов Багдада - Джадрия, Арасат, Мансур, Кадиссия и Кадхимия. Словом, даже партнеры Америки признают, что большая часть Багдада сегодня так же безопасна, как Анкара, Исламабад или Бейрут.
Тем не менее, сотрудники службы безопасности Госдепартамента будут настаивать на том, чтобы устанавливать ограничения для дипломатов, чтобы обеспечить их безопасность. И неважно, что эта установка доведена до абсурда, так как дипломаты попросту не способны выполнять свою работу в таких условиях. Что касается инвестиций в иракскую демократию, большинство американских чиновников взаимодействуют только с представителями власти Ирака: например, с президентом Бархамом Салихом или премьер-министром Абдулом Махди. Вчера иракский парламентарий отметил, что американские дипломаты никогда не посещают парламент, хотя здание находится в безопасности и расположено всего в полумиле от посольства США. Конференции в отеле Rasheed? Здесь тоже сложно встретить хотя бы одного американского дипломата. Американские дипломаты в Багдаде могут получать бонусы за работу в опасных условиях и надбавки за трудности, но у них гораздо больше шансов выполнять работу по Skype из Вашингтона.
Сегодня в Ираке идет борьба за влияние, и побеждает пока Иран. Ополченцы, пользующиеся поддержкой Ирана, будут цинично пользоваться паранойей Госдепартамента: они будут стрелять из миномета в направлении консульства США, и Госдепартамент просто покинет свой пост. Раньше иракские чиновники заявляли, что им нужна не помощь, а американские инвестиции. Однако неактуальные и часто преувеличенные предупреждения о поездках посольства заставляют поддерживать высокие ставки страхования и снижают стремление к поездкам заинтересованных бизнесменов. Абдул-Махди едет в Китай в сопровождении 16 губернаторов провинций, что отражает жажду инвестиций Ирака и готовность администрации Трампа и Государственного департамента продвигать американский бизнес.
Критики американской политики в отношении Ирака могут обвинить президента Джорджа Буша и войну в Ираке в расширении прав и возможностей Ирана, но это упрощенный подход. Если США и теряют Ирак на фоне влияния Ирана, то все это из-за самоуничтожения внутренней политики безопасности Государственного департамента, из-за неспособности правительства США использовать для влияния свой великий козырь - американский бизнес, а также из-за сменяющих друг друга администраций и законодателей, которым на все наплевать.