Тарифы, введеные на товары, поставляемые между США и Китаем, меняют мировую экономику. Но не так, как предполагал президент США Дональд Трамп.
Объемы торговли с Китаем несколько сократились. Однако согласно статистическим данным, импорт США из других развивающихся стран быстро растет.
Трамп назвал торговый дефицит ключевым показателем в этой войне. Хотя экономисты считают, что торговый баланс сам по себе нельзя назвать полезным показателем. Благодаря новым налогам, введенным администрацией Трампа американцам, которые покупают китайские товары, этот показатель упал. В марте 2019 года США импортировали товары на $20 млрд больше, чем экспортировали в Китай. Это самый низкий уровень дефицита с марта 2014 года. В I квартале 2019 года США закупили у Китая товаров и услуг на $80 млрд больше, чем экспортировали туда.
Общий торговый дефицит не снизился. Согласно данным правительства США за 2018 год, в США отмечен рекордно высокий торговый дефицит, $891 млрд. Причина проста ─ американские компании, которые хотят импортировать дешевые товары за границу, обращаются к разным рынкам. Один из очевидных вариантов – Мексика, с которой у США был рекордно высокий торговый дефицит в марте 2019 года, и другие страны с развитой экономикой ─ импорт из Германии и Японии также достиг рекордного уровня в марте.
Как отметил Брэд Сетсер из Совета по международным отношениям, наибольшие выгоды получает Вьетнам, у которого резко увеличились объемы торговли с США. И пока представители минфина США изучают ситуацию с точки зрения того, что Вьетнам искусственно девальвирует валюту, чтобы быть более конкурентоспособным на мировых рынках, Сетсер пришел к выводу, что «недавний скачок его профицита стал следствием тарифов Трампа на Китай».
Это имеет смысл, учитывая недавнюю траекторию развития экономики страны. Некоторые китайские компании просто перенесли свои заводы во Вьетнам после введения новых тарифов. А участие в Транстихоокеанском партнерстве более глубоко интегрировало его в цепочки поставок. Такая же история наблюдается с Малайзией, которая также является членом ТТП.
Все это говорит о том, что подход Белого дома к глобальной торговой политике меняет мир. Но не факт, что эти перемены будут в пользу США.